ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

Cubase SX - что нового?

В 2002 году практически все самые распространенные программы многоканальной записи были серьезно обновлены. Появились новые версии Cakewalk (Sonar), Samplitude Studio, Logic Audio, и почему-то тянул с обновлением только Steinberg. Поэтому, наткнувшись на первые упоминания о новом Cubase, я немедленно рванул на www.steinberg.net, где обнаружил кучу скриншотов, которые сразу произвели на меня впечатление - этакая помесь Reason’а с Logic’ом на основе Nuendo. Но что изучать картинки и пресс-релизы, когда нельзя пощупать? Даже возможность скачать кое-где бета-версию меня оставила равнодушным (старею... :). Прошло немало времени, прежде чем долгожданный диск с Cubase SX 1.01 попал ко мне в руки. Однако в самом начале установки возникли непредвиденные трудности... Оказывается (внимательнее надо было читать пресс-релизы!) заточен новый Штейнберговский монстр был исключительно под Win2k и ХР!

Переходить ради новой программы на другую операционную систему? Хотя ХР я поставил сразу, как только она появилась, поюзав пару месяцев снес до лучших времен (причин было много). И вот теперь, не дождавшись выхода пропатченой версии, опять на те же грабли? Но любопытство пересилило, да и новый 80-гиговый винт жаждал наполнения новым мусором. Короче, я все-таки решился, и как выяснилось позднее, совсем не зря. Да и винду вскоре обновили...

Естественно, первое, что каждому нормальному ламеру хочется сделать с новой программой, даже не ознакомившись с руководством, это пустить ее в дело. Чем я и занялся через десять минут поиска отличий в настройках оборудования и интерфейсе (живьем-то оно, не то, что на картинке :). Те же треки и лупы, что накануне вечером замешивались в Cubase VST 5, были немедленно перетащены в новую игрушку. Вот тут-то и обнаружилось главное отличие - звук оказался совсем другим! Инструменты практически перестали душить друг друга. Появилась мягкость и прозрачность, а эквалайзеры стали функционировать как-то отчетливей, что ли... Сразу слышно, что поднимаешь, что опускаешь. Правда остальные модули обработки, кажется, переехали почти не тронутыми из пятой версии, подвергнувшись лишь косметическим изменениям. Конечно, может все эти впечатления о звуке чисто субъективные, но «движок» программы был основательно переписан. В общем, сами слушайте, желательно в сравнении со старым Cubase, и я думаю, разницу вы почувствуете. Кроме того, советую прочитать статью «Подводные камни компьютерной обработки», возможно, все дело в этом?

Теперь от общих впечатлений перейдем к конкретным изменениям, в основном интерфейса. Стало удобнее. И намного! Но, по-порядку... Начнем с аудио-треков. Первое, что бросается в глаза, это возможность рисовать линии автоматизации прямо на треке в окне аранжировки. Вернее не на самом треке, а на специальных саб-треках, отъезжающих вниз от основного в любых количествах. Места, конечно, такое разделение, занимает больше, но и трек не превращается в график роста курса акций, а ненужные в данный момент дорожки автоматизации можно закрыть.

Автоматизируется все! Ручки эквалайзера, кнопки включения эффектов, и соответственно в самих модулях эффектов все, что крутится и нажимается, можно автоматизировать линиями на соответствующих дорожках. Несомненно, это самый удобный метод редактирования, давно уже применяющийся в многодорожечных программах (Samplitude Studio, Vegas, ACID, Logic Audio), однако в Cubase такой подход появился впервые. Рисование событий квантированными «столбиками», реализованное в том же Reason’е довольно удобно, в Cubase доводило меня до безумия! Но вот, наконец, и на нашей улице наступил праздник.

Тем не менее, MIDI-автоматизация осталась прежней, что, в общем-то, логично, так как изменения MIDI-событий совсем уж плавными быть не могут из-за своей природной дискретности. Я, конечно, понимаю, что изменения уровня какого-нибудь фейдера на самом деле тоже дискретны, и записываются практически так же, как и MIDI-события, но видеть линию c точками перегиба гораздо приятнее, чем «столбики». А для графического редактирования MIDI-контроллеров, которые, как и раньше находятся в окне Key Editor теперь доступны кроме карандаша и линии такие инструменты, как кисть, и набор кривых для создания изменений по шаблонам - парабола, синусоида, треугольная и прямоугольная. Доступны они и для редактирования линий автоматизации на треках.

Но, вернемся к самой автоматизации... Сразу дам совет, как быстро создать трек для записи каких-нибудь изменений. Можно, конечно, «отстегнуть» от основного трека новый с помощью кнопочки со знаком «+», и выбрать из списка нужный параметр для автоматизации, но проще на необходимой панели (эквалайзере, эффекте, VST-инструменте) нажать кнопку «W» - запись, и в окне аранжировки появится новая дорожка. Особенно удобен такой метод с VST-инструментами, в которых ручек обычно очень много, а дорожка автоматизации поначалу отсутствует вообще. Теперь во время воспроизведения можно покрутить нужные ручки - все изменения будут записаны. А можно сразу отключить «W», и вручную отредактировать изменения на нужном треке. Главное, не забыть нажать «R» - считывание автоматизации. Эти две кнопки присутствуют везде, где возможно: на дорожках в окне аранжировки, на всех модулях обработки, на VST-инструментах, на пульте. Будучи серыми в отключенном состоянии, они при нажатии приобретают хорошо заметные красный и зеленый цвета, и легко позволяют визуально определить, где что записывается или считывается. Вообще цветовая гамма нового Cubase изменилась в лучшую сторону, работать стало приятнее.

В общих чертах система автоматизации очень похожа на использованную в Logic Audio 5. Но там, создав, например трек «Audioinst», вы получаете доступ ко всем контролируемым параметрам, как MIDI, так и автоматизации самого инструмента на одном треке, что несомненно удобнее. А тут - MIDI отдельно, автоматизация - отдельно. Но и на том спасибо.

Следующий, очень удобный способ редактирования уровня аудио-фрагментов тоже известен давно, но в Cubase появился только сейчас. При некотором увеличении, на прямоугольниках, отображающих аудио в окне аранжировки можно увидеть синие треугольники по углам и квадратик посередине верхней стороны (какой-то урок геометрии получился :). Треугольники при перемещении по горизонтали позволяют установить фейдинг, то есть плавное увеличение-уменьшение уровня в начале и конце. А квадратик, перемещающийся вверх-вниз, регулирует уровень всего фрагмента. Впервые я увидел такой метод в Samplitude Studio. Очень часто удается обойтись без автоматизации фейдеров на пульте, используя вышеописанную технологию. А вызвав из меню Audio пункт Open Fade Editor(s), можно применительно к выделенному фрагменту отрегулировать крутизну нарастания (спада) громкости. Причем если фейдинг есть и в начале и в конце, появляются сразу два окошка - Fade In и Fade Out. Кстати, в меню Project есть пункт Auto Fades Settings, позволяющий настроить вид фейдинга по-умолчанию, для всех фрагментов аранжировки, и параметры кроссфейдинга, то есть уменьшения-увеличения громкости фрагментов при их наползании друг на друга. Правда как в Vegas’е визуально это не отображается, и определить, что части перекрывают друг друга можно только по их потемнению в местах стыка.

Основной инструмент, я имею в виду обычный курсор в виде стрелки, имеет три разновидности, и если первые две просто по-разному перемещают содержимое аудиофрагмента при изменении его длины (манипуляции с белыми квадратиками в нижних углах), то третья позволяет изменять длину, не меняя тональности. Правда, я не очень-то доверяю всем этим «тайм-стретчерам», да и к чему они, если все лупы делать самому? Всегда можно открыть исходники (я, например, часто пишу куски в Reason’е), подправить темп там и экспортировать wav-файл заново с тем же именем. А если использовать только VST-инструменты, то изменение темпа вообще не должно волновать.

Но создатели Cubase позаботились и о тех, кто использует готовый материал в своем творчестве, усовершенствовав присутствовавшую еще в третьей версии систему Hitpoints (раньше, насколько я помню, она называлась M-points). Если в двух словах, то это практически тот же принцип, что используется в ACID и ReCycle. Как им пользоваться? Достаточно дважды кликнуть на аудиофрагменте, вызвав Sample Editor, где нажать на кнопку Hitpoint Edit (шестая слева). Ничего не напоминает? Те, кто работал с ACID’ом, я думаю, сразу разберутся. Слайдер Hitpoint Sensitivity определяет, насколько большим должен быть перепад уровня в исходном материале, чтобы истолковать его как начало новой доли в такте. Точки привязки, после их автоматической расстановки можно редактировать. Теперь нажатие на кнопку Hpoint Edit предлагает вам три инструмента: Disable - стирать метки, Lock - зафиксировать их, и Move - перемещать. После того, как точки привязки расставлены, нужно в меню Audio выбрать Hitpoints, и далее Create Audio Slices. Теперь ваш луп привязан к темпу, изменение которого будет менять и его длину.

Если темп при этом понижается, то между отдельными «слайсами» появятся фрагменты тишины. Устраняется это пунктом меню Audio - Close Gaps, при выделенном в окне аранжировки необходимом аудио-фрагменте. Понятное дело, в основном метод хорошо работает на барабанах, другие инструменты лучше так не коверкать. Вообще тут довольно много тонкостей и, поскольку статья моя имеет скорее обзорный характер, позвольте перейти к остальным новшествам.

Если помните, все аудио-фрагменты, использованные в проекте, можно обнаружить в окошке под названием Pool, где фиксируется информация обо всех импортированных файлах. То есть желательно так и поступать - сначала импортировать в Pool, а потом вытаскивать их оттуда в окно аранжировки. Но можно и сразу - на необходимом треке делать File - Import - Audio File, все равно материал попадет в Pool. Так вот, вызывается он теперь не только из меню, или странной комбинацией Ctrl+F, а кнопкой в основном окне программы или сочетанием клавиш Ctrl+P, что согласитесь, логичнее. Кстати, эти пять кнопок цвета морской волны в верхнем левом углу довольно удобны.

  • Первая из них показывает (прячет) Inspector - вертикальную панель слева от окна аранжировки, благодаря которой можно получить доступ ко всем свойствам трека. Можно даже не пользоваться пультом. Но про это поговорим позднее, а пока вернемся к нашим кнопкам.
  • Вторая включает Event Infoline, то есть информационную строку, в которой очень подробно рассказывается о выделенном объекте - название исходного аудио-файла, название самого объекта, его позицию и пр.
  • Третья кнопка показывает Overview - удобную навигационную панель знакомую пользователям WaveLab. Она позволяет быстро передвигаться по аранжировке и увеличивать нужный участок.
  • Четвертая - вызывает тот самый Pool, о котором было выше.
  • Пятая кнопка открывает Track Mixer. Только не надо пугаться, увидев его впервые, лишняя (по-моему) верхняя половина отключается кнопкой Extended/Normal Mixer на левой вертикальной панельке пульта. В стандартном отображении микшер представляет собой сгруппированные аудио-фейдеры, о которых уже было выше, и фейдеры MIDI-каналов. Ну, про MIDI-фейдеры в следующий раз, я их вообще не трогаю, так как использую MIDI-дорожки исключительно под VST-инструменты, а они управляются с помощью автоматизации на специальных треках. А вот отсутствие подгрупп сразу бросилось мне в глаза.

Напомню, что подгруппа - это отдельный канал на пульте, в который можно направить сигналы с любого количества аудио-дорожек для общей регулировки их уровня, обработки всех сразу каким-либо эффектом, эквалайзером и пр. Например, у вас по нескольким каналам раскидана ударная установка, в которой барабаны имеют отдельные настройки эквалайзеров, реверберации и пр. Так что, когда нужно убрать или добавить общий ее уровень приходится прописывать автоматизацию для каждой дорожки отдельно. А если завести все барабаны на одну подгруппу, уровень будет регулироваться одним фейдером.

Итак, чтобы создать подгруппу, нужно выбрать пункт меню Project - Add Track - Group Channel, после чего пульте вы обнаружите новый фейдер, а в аранжировке появится трек, на который будет записываться автоматизация этой подгруппы. Чтобы переключить какой-либо канал на подгруппу, необходимо на пульте под фейдером этого канала нажать на надпись BUS 1 и выбрать в выпавшем списке необходимую подгруппу. Все.

Вообще, на мой взгляд, это удачное решение - не загромождать пульт сразу ненужными органами управления, а добавлять их по мере создания новых дорожек. Решение-то удачное, но опять таки впервые примененное не здесь и не сейчас. Однако если Steinberg и дальше будет собирать все полезные фишки отовсюду, то следующий Cubase станет еще более удобным, хотя и так работать приятно.

Теперь вернемся к тому самому Inspector’у, что вызывается первой кнопкой в верхнем-левом углу основного окна. Вот пять возможных вариантов отображения свойств аудио-трека (я их склеил в одну картинку), которые переключаются нажатием на соответствующие уголочки на панельках с названиями (Inserts, Equalizers, Sends, Channel).

 

  • Первый вариант дает доступ к основным кнопкам управления треком, регуляторам уровня, панорамы, смещения по времени, и выбору входа-выхода данного трека.
  • Второй показывает «инсерты» (эффекты, включенные в разрыв между аудио-сигналом и регулятором уровня трека). Позволяет выбрать сам эффект, включать-выключать его и вызывать для изменения параметров. Вообще, кнопка с буквой «е» везде, где присутствует, что-нибудь вызывает для настройки.
  • Третий довольно наглядно отображает состояние четырех параметрических эквалайзеров.
  • Четвертый - это «сенды», то есть посылы на эффекты, установленные в секции Send Effects (клавиша F6). Позволяет включать-выключать посыл на эффект, редактировать его, выбирать до или после фейдера звук уйдет на эффект, и непосредственно регулировать уровень посыла.
  • Ну и пятый, непосредственно сам фейдер с несколькими кнопками. Это знакомые по первому варианту панели кнопки «mute-solo», запись-воспроизведение автоматизации трека, вызов подробного окна свойств (см. скриншот ниже), и кнопки отображающие наличие «инсертов-сендов» и активность эквалайзера. Ими же можно это все временно отключать для прослушивания необработанного сигнала.

А вот так выглядит вызванное кнопкой «е» окно всех звуковых параметров трека. Как видите, практически то же самое что и в панели, только все сразу и эквалайзеры понагляднее. Это же окно вызывается кнопкой «е» на нужном канале пульта.

Теперь вернемся в основное окно программы. Правее пяти кнопок, о которых мы говорили чуть выше, можно увидеть выпадающий список с выбором: Touch Fader, Autolatch и X-Over. Что это такое? А это режимы записи автоматизации. Когда нажата красная кнопка «W» (запись), любые манипуляции ручками на соответствующем треке или модуле записываются, но...

  • При первом режиме запись начинается в тот момент, когда вы начали крутить что-то, прижав левую кнопку мыши, и заканчивается, когда вы ее отпустили.
  • При втором - начинается тогда же, а заканчивается после выключения кнопки «W» или остановки секвенсора. Это удобно, когда надо затереть старые изменения на длинном участке (то есть мышку отпустили на нужном значении, и пока не выключите - оно будет прописываться), и когда вы управляете записью с внешнего контроллера, например, двигаете слайдер на MIDI-клавиатуре.
  • При третьем - запись начинается с первым нажатием, но прерывается, когда пересекается с записанными ранее изменениями этого контроллера.

Вот в основном все новые возможности, на которые я сразу обратил внимание, и кинулся использовать. Конечно, их гораздо больше, но мне пока хватает и этого, а дальше - буду разбираться.

Теперь пару слов о том, почему не Logic Audio 5. Идеальная, на мой взгляд, программа, на которую я практически пересел незадолго до появления Cubase SX. Но самый главный минус, это отсутствие поддержки многоканальных VST-инструментов. А среди используемых мной, таких очень много: NI Battery, Sample Tank, Valdorf Attack и т.д. В основном это касается драм-машинок. Attack, например позволяет раскидать набор барабанов по 6 разным каналам (два из них стерео, остальные моно), соответственно на пульте будет 6 фейдеров - под каждый канал. Надеюсь не надо объяснять, насколько это полезно? В Battery можно самому определять количество выходов (до восьми стерео и шестнадцати моно!), и группировать по ним ударные установки и отдельные семплы.

Но в Logic Audio любой из вышеперечисленных инструментов (и не только) имеет лишь один стерео выход. К счастью, новый Cubase по возможностям очень близок к Logic’у, а по стабильности даже превосходит (по крайней мере у меня). Одно обидно - шикарный Logic’овский синтезатор ES2 не перетаскивается в Cubase! А какой звук, какой звук...

В конце немного о железе. Audigy я приобрел исключительно ради возможности в реальном времени использовать VST-инструменты. Все «железные» возможности карты, кроме поддержки ASIO, оставляю за бортом. ASIO же работает вполне сносно, вопреки многим отрицательным отзывам (уже и не помню где...). Не профессиональная карточка конечно, и на заявленных 2-5 мс работать не реально, однако 10 мс держит стабильно - это достаточно маленькая задержка, на которую при игре на MIDI-клавиатуре можно уже не обращать внимания. А когда все треки записаны, и начинается украшение елки игрушками (эффектами и эквалайзерами), можно и 50 мс поставить и 100, лишь бы не трещало.

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz