ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

Коммутация CV/Gate сигналов в REASON

Этим материалом я начинаю цикл статей о работе с REASON. У кого есть вопросы по этой теме, пишите, буду знать, на что обратить внимание.

Эта статья представляет собой вольную интерпретацию некоторых фрагментов Operation Manual (.pdf), относящихся к коммутации. Плюс кое-что от себя.

Итак, что и куда можно подключать? Сначала несколько основных моментов из «родного» руководства.

Аудио

Все устройства, не считая Matrix Pattern Sequencer, имеют на задней панели аудио-порты, позволяющие с помощью виртуальных проводов направлять аудио-сигнал от одних устройств к другим.

  • Для коммутации аудио-сигналов используются разъемы, известные в реальном мире как «четверть-дюймовые джеки».
  • Устройства, используемые для обработки звука, имеют как аудио-вход, так и аудио-выход.
  • Устройства, способные воспроизводить (генерировать) звук, имеют только аудио-выход, стерео или моно. Причем необязательно со стерео-устройства снимать оба канала, в качестве моно-выхода можно взять только левый. Все, как у реального «железа».

Это я процитировал к тому, что невозможно, например, подключить аудио-сигнал семплера к синтезатору для обработки звука. Но есть другие возможности воздействия устройств друг на друга.

Сигналы CV/Gate

CV (control voltage) – управляющее напряжение – используется для изменения параметров, и не несет звуковой информации. Gate-сигнал также является управляющим, но используется для других целей.

  • В отличие от аудио, CV/Gate-сигналы коммутируются проводами с разъемами «мини-джек».
  • CV-сигнал может принимать различные значения (0-127), и в свою очередь, воздействует на изменяемые параметры.
  • Gate-сигнал управляет переключаемыми параметрами, такими как начало-конец ноты или запуск генератора огибающей (в то же время, генератор огибающей может являться источником CV-сигнала). Gate-сигнал несет в себе управляющий сигнал «вкл-выкл», и еще одно изменяемое значение, которое может управлять, к примеру, параметром «velocity» («динамика извлечения ноты», в активных MIDI-клавиатурах зависит от силы нажатия на клавишу, может управлять множеством назначаемых параметров).

Практически все устройства, входящие в состав REASON’а имеют на задней панели секции разъемов CV/Gate и Modulation In – Modulation Out, о чем далее...

Комбинация CV и Gate-входов представляет собой «Sequencer Control» порт, присутствующий на задней панели модулей синтезатора Subtractor и семплера NN-19. Это позволяет управлять этими устройствами как одноголосыми инструментами с помощью Matrix Pattern Sequencer. С него и начнем более подробный разбор.

Matrix Pattern Sequencer

Может быть использован как классический одноголосый Bass-Line секвенсор, и, что гораздо интереснее, как устройство, модулирующее любые CV (управляемые напряжением) параметры любых устройств. Естественно, управляющие сигналы будут синхронизированы с темпом, в отличие от часто используемого в этой роли LFO-модулятора, что очень удобно.

Рассмотрим для начала подключение к Matrix’у синтезатора Subtractor. На задней панели Matrix имеет три выхода: Curve CV, Note CV, Gate CV.

  • Note CV передает значение высоты ноты. На экране Matrix в режиме Keys (переключатель Keys-Curves) горизонтальные черточки устанавливают эту самую высоту. Нижний слева от экрана пятиступенчатый переключатель позволяет отображать необходимую октаву.
  • Gate CV «включает-выключает» ноту и передает синтезатору значение «velocity». На том же экране под горизонтальными черточками (высота ноты) видны вертикальные столбики. Это комбинированные регуляторы «velocity» и переключатели «note-on – note-off». При нулевом значении «velocity», когда столбик до конца убран вниз, события «note-on» не происходит, и сигнал Gate на выход не поступает. На что может влиять «velocity» и в какой степени, можно установить на передней панели синтезатора Subtractor (и других устройств) в секции Velocity. И раз уж об этом заговорили... Если щелкнуть по столбику с прижатой клавишей [Shift] (или активизировать кнопочку Tie рядом с экраном и просто щелкнуть), столбик станет в два раза шире. Это аналог копки Slide в RB-338. Нота плавно переходит в другую, а если несколько нот подряд одной высоты – получается длинная нота. Убирается Slide щелчком с прижатым [Ctrl].
  • Curve CV изменяет выбранный параметр подключенного к нему устройства. Обыкновенно это частота среза фильтра. На экране Matrix в режиме Curve видны жирные вертикальные полоски, определяющие для каждого шага секвенсора значение Curve CV.

Подключаем выход Gate CV к входу Gate, а выход Note CV к входу CV синтезатора Subtractor (секция Sequencer Control на задней панели). Включаем Matrix – синтезатор играет. Остался выход Curve CV. На задней панели синтезатора обнаруживаем секцию Modulation In. Но сначала – маленькое отступление.

Все CV-входы имеют «регулятор чувствительности» (что позволяет легко их отличить),  позволяющие установить, насколько изменение CV-сигнала будет влиять на данный параметр. Как и все контроллеры, он может принимать значения 0-127. При минимальном значении никаких изменений наблюдаться не будет, при максимальном – изменения будут максимальные.

Теперь понятно, что это за ручки рядом с разъемами... Итак, что же можно регулировать с помощью Curve CV в синтезаторе Subtractor?

  • OSC Pitch - высоту тона осцилляторов (обоих сразу).
  • OSC Phase - фазовую модуляцию (непонятно только, обоих осцилляторов или только первого - на передней панели-то две ручки).
  • FM Amount - глубину частотной модуляции.
  • Filter 1 Freq - частоту среза первого фильтра.
  • Filter 1 Res -  глубину резонанса первого фильтра.
  • Filter 2 Freq - частоту среза второго фильтра.
  • Amp Level - уровень выходного сигнала.
  • Mod Wheel - крутить колесо модуляции, которое в свою очередь может изменять в положительную или отрицательную стороны параметры: Filter 1 Freq, Filter 1 Res, LFO 1 (глубину модуляции низкочастотным осциллятором), Phase, FM. Насколько будет изменяться эти параметры, устанавливается ручками на передней панели рядом с колесом Mod.

Самое банальное – подключить Curve CV к входу Filter 1 Freq, что и предлагается по умолчанию. Можно поэкспериментировать с остальными параметрами. Однако начинают вырисовываться более любопытные комбинации. Ведь вообще не обязательно подключать Curve CV к синтезатору! А подключить к входу Pan модуля Delay и для каждой ноты определить, в какой канал будет отправлен задержанный сигнал. Или к входу Feedback в том же модуле Delay, и управлять количеством повторений задержанного сигнала для каждой ноты отдельно. А если вспомнить, что на всех модулях обработки сзади есть CV-входы, позволяющие регулировать кучу параметров?

 

Продолжение следует...

 

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz