ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

REASON и эквалайзеры

В этой статье пойдет речь не только о Reason’е, и о том, почему некоторым не нравиться его звук. На примере этой программы очень удобно разбирать принципы работы многих устройств, поэтому о частотной коррекции (темброобработке) инструментов будем говорить, опираясь именно на Reason. Но сначала маленькое отступление...

Еще не имея достаточного опыта записи музыки с помощью компьютера, я был уверен, что дерьмовый звук самодеятельных магнитофонных записей зависел от изначально некачественного звука гитары, барабанов и остального. И что стоит загрузить в компьютер нормальные семплы качественных инструментов – и все станет на свои места. Однако, как выяснилось в дальнейшем, даже превосходные семплы барабанов, синтезаторов, бас-гитар почему-то ожидаемого результата не давали... При наличии в аранжировке более трех инструментов (кроме барабанов) они начинали лезть друг на друга, попытки как-то разбавить звук хорусом и ревером (большего карточка SB Awe32 не позволяла) ни к чему хорошему не приводили. Про многоканальные редакторы с темброобработкой тогда и речи не было, да и какая там обработка в реальном времени на 486DX-120? Поэтому приходилось извлекать семпл из SF-банка, подправлять эквалайзерами в Sound Forge, грузить обратно в банк, и, в конце концов, обнаруживать, что нужный результат так и не достигнут... Наконец, прочитав достаточное количество материалов на эту тему, и опираясь на свой собственный опыт, я пришел к выводу, что качественные семплы (или эмуляторы аналога) это половина дела, остальное зависит от согласования их друг с другом.

Это я к чему? А к тому, что какая бы замечательная «машинка» не была, Reason это или что-то еще, без грамотного использования эквалайзеров никакого нормального сведения (микширования) не получится. С этим, я полагаю, связано и недовольство некоторых звучанием Reason, когда при использовании большого количества инструментов они нагромождаются во всем частотном диапазоне. А про то, что эффекты «дохленькие» мы поговорим чуть позднее...

Я, конечно, тоже сразу обнаружил все эти недостатки в звучании. Но так как общая концепция, качество синтезатора и драм-машинки, а главное, производительность программы меня очень устраивали, я решил побороться немного со звуком, а если не выйдет – вернуться к старым методам.

Попробовав откорректировать звук штатными средствами, я заподозрил, что двухполосные эквалайзеры на пульте поднимают и опускают не совсем то, что должны. Для того чтобы это проверить, необходимо было воспользоваться анализатором спектра.

Самый простой способ, это экспортировать трек или инструмент в wav-файл и анализировать его встроенными в Sound Forge или Cool Edit анализаторами, но гораздо удобнее смотреть изменения в реальном времени. Я использую для этой цели Pinguin Audio Meter. Все спектрограммы являются скриншотами с него.

Итак, для чистоты эксперимента нужен был источник сигнала с равномерной частотной характеристикой. Вспомнив, как перед концертом звукорежиссеры запустив в порталы белый или розовый шум выискивают на спектроанализаторе ненужные пики (частоты, на которых помещение резонирует) и давят их эквалайзерами, я понял, что нужен источник шума. Делается он с помощью синтезатора Subtracktor довольно просто. Сначала нужно отключить второй осциллятор (красная кнопочка Osc 2). Вывернув ручку Mix до упора по часовой стрелке, необходимо избавиться и от Osc 1. Затем включить шум (красная кнопочка Noise) и установить ручки Decay и Level на максимум. Поигравшись ручкой Color, я обнаружил, что наиболее равномерная частотная характеристика получается при использовании белого шума. Так что и ее тоже нужно поставить на максимум.

Настроив синтезатор таким образом, я получил спектрограмму шумового сигнала с отключенным эквалайзером.

Подняв до упора верхние частоты (ручка Treble на пульте) я увидел, что тут почти все нормально: самый пик приходится на 10 кГц, разве что высокая середина слегка прихватывается, ну и ладно... Убрав эту же ручку до конца влево, я получил следующую спектрограмму... Ну, тоже все в порядке, давит то, что надо. Смотрите следующие две картинки.

А вот с ручкой регулировки низкой частоты (Bass) получилась интересная вещь! Выяснилось, что кроме непосредственно низов, цепляется почти вся середина, включая верхнюю! Сравните следующуе картинку с самой первой. Подъем кончается почти на границе 5 кГц! На второй спектрограмме с убранными «низкими» частотами спад начинается тоже чуть ниже 5 кГц. Вот такие «низы»!

Так что, мои подозрения подтвердились, ручкой регулировки низов лучше вообще не пользоваться, ну, в крайнем случае применять ее для обрезания всего, что ниже 1-5 кГц. То есть регулятор представляет собой «шельфовый» фильтр, почему-то настроенный немного выше, чем нужно.

Если говорить о применении эквалайзеров вообще, то главная ошибка, это «задирание» каких-то частот, в стремлении подчеркнуть характерный тембр инструмента. Если применить этот прием ко всем инструментам микса, то в принципе можно добиться распределения звуков по всему частотному диапазону, но общее звучание будет неестественным, резким. Особенно это заметно при цифровом микшировании и коррекции программными эквалайзерами.

Правильнее будет обратный подход. То есть, если вы хотите выделить у инструмента «середину», то не нужно поднимать эту частоту, нужно отрезать то, что выше и ниже нее, и освободить место для этой «середины» от других инструментов, вырезав ее из их спектра. Этим вы избежите ненужного усиления сигнала в попытке просунуть его через заслон остальных звуков, и тембр будет более естественным. Конечно, это довольно обобщенное представление того, как нужно действовать, но я и не собирался писать подробное руководство по микшированию, да и другие это давно сделали за меня.

Но, вернемся к Reason’у. Для применения методики, описанной выше удобно использовать параметрические эквалайзеры PEQ2 Two Band Parametric EQ. Даже если на все инструменты повесить по эквалайзеру, загрузка процессора не очень сильно возрастет (если конечно не использовать еще и «пультовые» регуляторы). И отрезать у синтезатора ненужный «низ», точно вычисленный медленным перемещением частоты, и изменением ее ширины, почти всегда эффективней подъема лишних «верхов» и «середины». Кроме того, визуально сразу будет видно, где что поднято, а где отрезано.

Особенно полезно поубирать лишнее из барабанов, которые стремятся занять весь частотный диапазон. В некоторых случаях (а при «живых» барабанах - всегда) необходимо подкорректировать параметрическими эквалайзерами бас-барабан, малый барабан и «железо» по отдельности, чего не все драм-машинки позволяют. Но в Reason все в наших руках! В связи с этим немного о барабанных семплах из стандартного банка. Хороши они, или плохи (я думаю, что 50% вполне нормальные), они довольно неплохо согласуются друг с другом, чего не всегда удается при наборе барабанов из разрозненных семплов. Хотя хороших барабанов серии 808-909 там действительно не достает...

Далее... Пытаясь придать объем малому (Snare) барабану я обнаружил неприятный низкочастотный призвук у ревербератора. Как с ним бороться? Манипуляции демпфером позволяют «придавить» высокочастотный хвост, а для «низов» как раз пригодится параметрический эквалайзер. Подключив его к выходу ревербератора, я вычислил неприятный призвук, и вырезал его, добившись того объема, которого хотел. Это я к тому, что, по мнению многих компьютерных музыкантов, эффекты «слабоваты». Конечно, в природе существуют и очень качественные DirectX, к примеру, из ревербераторов, это Acoustic Modeller, который на слабых машинах вообще в реальном времени не работает, зато звук на уровне «железа». Но мне кажется, что эффекты в Reason нормальные, для программ подобного класса «все-в-одном» как раз. Если не устраивает что-то, можно всегда каким-либо способом подправить. И, что немаловажно, все эти ручные доработки готовых модулей заставляют разобраться, как они работают, от чего зависит звук.

 

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz