ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

Обзор виртуальной студии REASON

(продолжение)

А теперь о самом главном, откуда берется то, что потом обрабатывается и микшируется. Первое, что предлагает меню, это синтезатор SubTracktor Analog Synth. Прослушав все имеющиеся на диске пресеты и покрутив ручки, я понял, что эта штука может синтезировать практически все. И еще, это первый из виденных мной синтезаторов, который прекрасно синтезирует барабаны, перкуссию и даже «железо» из набора драм-машинок класса TR-606-707-808-909. Так что, если вас не устраивает ни один bass-drum из банка, можете нарулить свой собственный. Подробное описание синтезатора займет немало места, а здесь основные параметры, понятные всем, кто хоть немного работал с аналоговыми синтезаторами:

Два осциллятора (хотя я, со времен журнала «Радио» все-таки называю их генераторами), с 32!!! формами волны, полифония до 99 нот. И еще генератор шума.

FM и Ring Modulation, плюс смещение фазы одного осциллятора относительно другого и варианты смешивания: вычитание (позволяет получить классическое PWM звучание) и умножение, позволяющее черт знает что...

Два низкочастотных (LFO) осциллятора. Первый с 6 формами волны и 6 вариантами, чего модулировать, второй синусоидальный, с 4 вариантами воздействия.

Три «ADSR» генератора огибающей: для модуляции (6 типов), для фильтра и для амплитуды.

Два фильтра. Первый перестраивается в режимы Notch (Band Reject), High Pass, Band Pass, и два Low Pass, октавный и двухоктавный. Второй фильтр может работать только как Low Pass.

Богатейший выбор параметров, на которые может воздействовать величина velocity, играете вы с клавиатуры или устанавливаете ее в пошаговом секвенсоре. Кроме непосредственно уровня сигнала, еще 8 вариантов, каждый с настройкой чувствительности к изменению velocity. Причем, регуляторы чувствительности по умолчанию стоящие на нуле, могут принимать отрицательные или положительные значения. При положительных, увеличение velocity будет увеличивать выбранный параметр, при отрицательных – уменьшать. Данная система использована во всех модулях, имеющих velocity-контроль.

Как я уже говорил, синтезируется все, от TB-303 и характерных FM тембров, до амбиентных падов и стрингсов. А генератор шума позволяет накрутить индустриальных звуков.

Следующий пункт меню – NN19 Digital Sampler. Вполне удобный семплер, не позволяющий, правда, создавать многослойные инструменты.

Имеет LFO, перестраиваемый фильтр с генератором огибающей, амплитудный генератор огибающей – это все стандартные удобства. Подобно синтезатору, имеет 5 параметров, на которые может влиять velocity, и столько же для колеса модуляции. Один из трех стандартных MIDI-контроллеров, aftertouch, expression или breath, может воздействовать сразу на три параметра: частоту среза фильтра, глубину модуляции и усиление. Больше практически нечего сказать – семплер, как семплер, разве что имеет кучу параметров, управляемых другими модулями.

Запись нот синтезатора и семплера может осуществляться в отдельно существующий Matrix Pattern Sequencer, обычный для одноголосых инструментов типа TB-303. 4 банка по 8 паттернов, как в ReBirth. На каждую ноту выставляется velocity. Паттерны потом переключаются из соответствующего Automation-трека. Также, можно с помощью мыши или подключив MIDI-клавиатуру записывать все, что нужно, в piano-roll трек основного секвенсора.

Еще одно интересное устройство, входящее в комплект – Dr.REX Loop Player. Это проигрыватель лупов (петель) созданных программой ReCycle. Эти лупы, могут проигрываться Dr.REX или тем же Cubase с разными темпами, без изменения высоты тона. То есть, к примеру, барабанный фрагмент, обработанный ReCycle, разбивается на отдельные участки (начало каждого совпадает с ударом), и при воспроизведении его с другим темпом изменяется только промежуток времени между проигрыванием этих участков. Высота тона остается неизменной. Подобным образом работает замечательный loop-based редактор ACID Pro фирмы Sonic Foundry.

Органы управления Dr.REX практически идентичны семплерным. Но есть несколько интересных возможностей. У каждого отдельного участка (slice) петли можно изменить: высоту тона, панораму, уровень и длительность затухания. Так что, если загнать в Dr.REX например вокальную фразу, обработанную ReCycle, можно достичь интересных результатов.

Но больше всего меня поразила драм-машинка ReDrum Drum Computrer. Это САМАЯ удобная машинка, из виденных мной. Меркнет даже любимый FruityLoops... ReDrum имеет свой секвенсор, как две капли воды похожий на TR-909 из RB-338, но позволяющий установить до 64 шагов в паттерне, и имеющий переключатель Resolution. Этот переключатель устанавливает, сколько барабанных шагов воспроизведется на 1 такт основного секвенсора, и имеет 9 положений: 1/2, 1/4, 1/8, 1/8Т, 1/16, 1/16Т, 1/32, 1/64 и 1/128.  Паттерны переключаются из Automation-трека. Можно, отключив встроенный секвенсор, барабанить по клавиатуре, записывая все в основной секвенсор Reason. Я предпочитаю именно этот способ, имеющий, на мой взгляд, больше удобств записи и редактирования. В машинке 10 каналов (кроме общего, каждый канал имеет отдельный выход на задней панели), несколько отличающихся настройками. Сначала остановлюсь на общих для всех десяти.

В каждом канале есть кнопки выбора и прослушивания семпла, кнопки «mute-solo» и два посыла на эффекты, по умолчанию подключенные к первым двум эффектам пульта. Но можно повесить другие, и завести на два свободных входа в пульте. Далее, каждый канал имеет регулятор панорамы, уровня (с настройкой чувствительности к изменению velocity), и длительности семпла, которая может регулироваться затуханием или просто обрубанием (пилообразная или прямоугольная огибающая).

Все каналы имеют регулятор высоты тона, а каналы 6 и 7 позволяют, кроме того, динамически изменять высоту (Pitch Bend), с настройкой скорости изменения тона, диапазона изменения, и реакции на различные величины velocity. Таким образом, можно сделать барабан практически из любого семпла, загруженного в 6 или 7 каналы.

Каналы 1, 2 и 10 имеют настройку Tone, которая представляет собой что-то вроде однополосного высокочастотного эквалайзера, но по моим подозрениям, это скорее Enhancer. Регулируется реакция Tone на velocity.

Остальные каналы (кроме уже упомянутых 6 и 7) вместо Tone имеют ручку Start, позволяющую воспроизводить семпл с любого места. И, конечно же, на точку, с которой начнется воспроизведение, может влиять вездесущий параметр velocity.

Еще есть любопытная кнопочка «Channel 8&9 Exclusive», которая, будучи активизирована, позволяет каналам 8 и 9 отсекать звучание друг друга. Простейший пример: хэт открытый и закрытый. Когда после открытого идет закрытый удар, открытый обрезается, как и должно быть у живого барабаншика.

Кроме того, высота тона каждого канала может регулироваться из другого модуля (вход Pitch CV In на задней панели). Например, LFO синтезатора может плавно изменять высоту тона барабана или хэта. И напоследок, каждый канал имеет Gate In и Gate Out. Это позволяет запускать барабанный семпл по импульсу из другого устройства, или запускать что-либо синхронно с ударом барабана. Такая вот замечательная драм-машинка. Как я уже говорил, равной ей по возможностям я пока не видел.

Основной секвенсор системы сделан по классическому образцу Cubase/Cakewalk и пр. С ним удобнее работать, развернув во все окно. Он имеет два переключаемых окна Edit и Arrange. В режиме Edit вы работаете с нотами в обычном piano-roll (для барабанов – drum track с названиями всех семплов из машинки), и выбираете, какие контроллеры показывать для графического редактирования. Можно квантизировать уже записанные ноты, или осуществлять квантайз при записи. В режиме Arrange с помощью карандаша создаются и перемещаются фрагменты (clips) из записанного материала. Все это масштабируется, перематывается, устанавливаются правая и левая границы воспроизведения. Может не так наворочано как в «серьезных» секвенсорах, но вполне удобно.

Импортируются MIDI-файлы. В конце-концов весь сонг может быть экспортирован в MIDI-файл, и, конечно же, в стандартный wav или aif. Файлы собственного формата программы имеют размер от нескольких десятков до нескольких сотен килобайт, при условии использования только семплов из библиотеки. Если вы используете другие семплы, можно сохранить их внутри сонга (Self-Contain), предварительно выбрав какие сохранять, какие нет. Для публикации в интернете сонг записывается в таком формате, который не позволяет, изменив, его сохранить. Но вполне возможно намксовать что-то свое, и потом выкинуть в wav.

Вот в общих чертах и все основные возможности виртуальной студии. Думаю, это одна из самых интересных программ, даже если использовать ее только как продвинутую драм-машинку или синтезатор. И я не зря все время использую слово «удобство». Reason – это именно тот инструмент, который не заставляет думать «как бы это осуществить?..», а позволяет легко делать, то, что вам пришло в голову. Так что, удобство – это пожалуй, одно из главных отличий Reason от аналогичных программ.

 

<<< Назад... (1 часть)

 

Статья опубликована на сайте Компьютерра Онлайн

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz