|
Cubase SX - что нового?
В 2002 году практически все самые распространенные программы многоканальной
записи были серьезно обновлены. Появились новые версии Cakewalk
(Sonar), Samplitude Studio, Logic
Audio, и почему-то тянул с обновлением только Steinberg.
Поэтому, наткнувшись на первые упоминания о новом Cubase,
я немедленно рванул на www.steinberg.net,
где обнаружил кучу скриншотов, которые сразу произвели на меня впечатление
- этакая помесь Reason’а с Logic’ом
на основе Nuendo. Но что изучать картинки и пресс-релизы,
когда нельзя пощупать? Даже возможность скачать кое-где бета-версию
меня оставила равнодушным (старею... :). Прошло немало времени,
прежде чем долгожданный диск с Cubase SX 1.01 попал
ко мне в руки. Однако в самом начале установки возникли непредвиденные
трудности... Оказывается (внимательнее надо было читать пресс-релизы!)
заточен новый Штейнберговский монстр был исключительно под Win2k
и ХР!
Переходить ради новой программы на другую операционную систему?
Хотя ХР я поставил сразу, как только она появилась,
поюзав пару месяцев снес до лучших времен (причин было много). И
вот теперь, не дождавшись выхода пропатченой версии, опять на те
же грабли? Но любопытство пересилило, да и новый 80-гиговый винт
жаждал наполнения новым мусором. Короче, я все-таки решился, и как
выяснилось позднее, совсем не зря. Да и винду вскоре обновили...
Естественно, первое, что каждому нормальному ламеру хочется сделать
с новой программой, даже не ознакомившись с руководством, это пустить
ее в дело. Чем я и занялся через десять минут поиска отличий в настройках
оборудования и интерфейсе (живьем-то оно, не то, что на картинке
:). Те же треки и лупы, что накануне вечером замешивались в Cubase
VST 5, были немедленно перетащены в новую игрушку. Вот
тут-то и обнаружилось главное отличие - звук оказался совсем другим!
Инструменты практически перестали душить друг друга. Появилась мягкость
и прозрачность, а эквалайзеры стали функционировать как-то отчетливей,
что ли... Сразу слышно, что поднимаешь, что опускаешь. Правда остальные
модули обработки, кажется, переехали почти не тронутыми из пятой
версии, подвергнувшись лишь косметическим изменениям. Конечно, может
все эти впечатления о звуке чисто субъективные, но «движок» программы
был основательно переписан. В общем, сами слушайте, желательно в
сравнении со старым Cubase, и я думаю, разницу вы почувствуете.
Кроме того, советую прочитать статью «Подводные
камни компьютерной обработки», возможно, все дело в этом?
Теперь от общих впечатлений перейдем к конкретным изменениям, в основном
интерфейса. Стало удобнее. И намного! Но, по-порядку... Начнем с аудио-треков.
Первое, что бросается в глаза, это возможность рисовать линии автоматизации
прямо на треке в окне аранжировки. Вернее не на самом треке, а на специальных
саб-треках, отъезжающих вниз от основного в любых количествах. Места, конечно,
такое разделение, занимает больше, но и трек не превращается в график роста
курса акций, а ненужные в данный момент дорожки автоматизации можно закрыть.
Автоматизируется все! Ручки эквалайзера, кнопки включения эффектов,
и соответственно в самих модулях эффектов все, что крутится и нажимается,
можно автоматизировать линиями на соответствующих дорожках. Несомненно,
это самый удобный метод редактирования, давно уже применяющийся
в многодорожечных программах (Samplitude Studio,
Vegas, ACID, Logic Audio),
однако в Cubase такой подход появился впервые.
Рисование событий квантированными «столбиками», реализованное в
том же Reason’е довольно удобно, в Cubase доводило
меня до безумия! Но вот, наконец, и на нашей улице наступил праздник.
Тем не менее, MIDI-автоматизация осталась прежней, что, в общем-то,
логично, так как изменения MIDI-событий совсем уж плавными быть
не могут из-за своей природной дискретности. Я, конечно, понимаю,
что изменения уровня какого-нибудь фейдера на самом деле тоже дискретны,
и записываются практически так же, как и MIDI-события, но видеть
линию c точками перегиба гораздо приятнее, чем «столбики». А для
графического редактирования MIDI-контроллеров, которые, как и раньше
находятся в окне Key Editor теперь доступны кроме
карандаша и линии такие инструменты, как кисть, и набор кривых для
создания изменений по шаблонам - парабола, синусоида, треугольная
и прямоугольная. Доступны они и для редактирования линий автоматизации
на треках.
Но, вернемся к самой автоматизации... Сразу дам совет, как быстро
создать трек для записи каких-нибудь изменений. Можно, конечно,
«отстегнуть» от основного трека новый с помощью кнопочки со знаком
«+», и выбрать из списка нужный параметр для автоматизации,
но проще на необходимой панели (эквалайзере, эффекте, VST-инструменте)
нажать кнопку «W» - запись, и в окне аранжировки
появится новая дорожка. Особенно удобен такой метод с VST-инструментами,
в которых ручек обычно очень много, а дорожка автоматизации поначалу
отсутствует вообще. Теперь во время воспроизведения можно покрутить
нужные ручки - все изменения будут записаны. А можно сразу отключить
«W», и вручную отредактировать изменения на нужном
треке. Главное, не забыть нажать «R» - считывание
автоматизации. Эти две кнопки присутствуют везде, где возможно:
на дорожках в окне аранжировки, на всех модулях обработки, на VST-инструментах,
на пульте. Будучи серыми в отключенном состоянии, они при нажатии
приобретают хорошо заметные красный и зеленый цвета, и легко позволяют
визуально определить, где что записывается или считывается. Вообще
цветовая гамма нового Cubase изменилась в лучшую
сторону, работать стало приятнее.
В общих чертах система автоматизации очень похожа на использованную
в Logic Audio 5. Но там, создав, например трек
«Audioinst», вы получаете доступ ко всем контролируемым параметрам,
как MIDI, так и автоматизации самого инструмента на одном треке,
что несомненно удобнее. А тут - MIDI отдельно, автоматизация - отдельно.
Но и на том спасибо.
Следующий, очень удобный способ редактирования уровня аудио-фрагментов
тоже известен давно, но в Cubase появился только
сейчас. При некотором увеличении, на прямоугольниках, отображающих
аудио в окне аранжировки можно увидеть синие треугольники по углам
и квадратик посередине верхней стороны (какой-то урок геометрии
получился :). Треугольники при перемещении по горизонтали позволяют
установить фейдинг, то есть плавное увеличение-уменьшение уровня
в начале и конце. А квадратик, перемещающийся вверх-вниз, регулирует
уровень всего фрагмента. Впервые я увидел такой метод в Samplitude
Studio. Очень часто удается обойтись без автоматизации
фейдеров на пульте, используя вышеописанную технологию. А вызвав
из меню Audio пункт Open Fade Editor(s),
можно применительно к выделенному фрагменту отрегулировать крутизну
нарастания (спада) громкости. Причем если фейдинг есть и в начале
и в конце, появляются сразу два окошка - Fade In
и Fade Out. Кстати, в меню Project
есть пункт Auto Fades Settings, позволяющий настроить
вид фейдинга по-умолчанию, для всех фрагментов аранжировки, и параметры
кроссфейдинга, то есть уменьшения-увеличения громкости фрагментов
при их наползании друг на друга. Правда как в Vegas’е
визуально это не отображается, и определить, что части перекрывают
друг друга можно только по их потемнению в местах стыка.
Основной инструмент, я имею в виду обычный курсор в виде стрелки,
имеет три разновидности, и если первые две просто по-разному перемещают
содержимое аудиофрагмента при изменении его длины (манипуляции с
белыми квадратиками в нижних углах), то третья позволяет изменять
длину, не меняя тональности. Правда, я не очень-то доверяю всем
этим «тайм-стретчерам», да и к чему они, если все лупы делать самому?
Всегда можно открыть исходники (я, например, часто пишу куски в
Reason’е), подправить темп там и экспортировать
wav-файл заново с тем же именем. А если использовать только VST-инструменты,
то изменение темпа вообще не должно волновать.
Но создатели Cubase позаботились и о тех, кто
использует готовый материал в своем творчестве, усовершенствовав
присутствовавшую еще в третьей версии систему Hitpoints
(раньше, насколько я помню, она называлась M-points).
Если в двух словах, то это практически тот же принцип, что используется
в ACID и ReCycle. Как им пользоваться?
Достаточно дважды кликнуть на аудиофрагменте, вызвав Sample
Editor, где нажать на кнопку Hitpoint Edit
(шестая слева). Ничего не напоминает? Те, кто работал с ACID’ом,
я думаю, сразу разберутся. Слайдер Hitpoint Sensitivity
определяет, насколько большим должен быть перепад уровня в исходном
материале, чтобы истолковать его как начало новой доли в такте.
Точки привязки, после их автоматической расстановки можно редактировать.
Теперь нажатие на кнопку Hpoint Edit предлагает
вам три инструмента: Disable - стирать метки, Lock
- зафиксировать их, и Move - перемещать. После
того, как точки привязки расставлены, нужно в меню Audio
выбрать Hitpoints, и далее Create Audio
Slices. Теперь ваш луп привязан к темпу, изменение которого
будет менять и его длину.
Если темп при этом понижается, то между отдельными «слайсами» появятся
фрагменты тишины. Устраняется это пунктом меню Audio
- Close Gaps, при выделенном в окне аранжировки
необходимом аудио-фрагменте. Понятное дело, в основном метод хорошо
работает на барабанах, другие инструменты лучше так не коверкать.
Вообще тут довольно много тонкостей и, поскольку статья моя имеет
скорее обзорный характер, позвольте перейти к остальным новшествам.
Если помните, все аудио-фрагменты, использованные в проекте, можно
обнаружить в окошке под названием Pool, где фиксируется
информация обо всех импортированных файлах. То есть желательно так
и поступать - сначала импортировать в Pool, а потом
вытаскивать их оттуда в окно аранжировки. Но можно и сразу - на
необходимом треке делать File - Import
- Audio File, все равно материал попадет в Pool.
Так вот, вызывается он теперь не только из меню, или странной комбинацией
Ctrl+F, а кнопкой в основном окне программы или
сочетанием клавиш Ctrl+P, что согласитесь, логичнее.
Кстати, эти пять кнопок цвета морской волны в верхнем левом углу
довольно удобны.
- Первая из них показывает (прячет) Inspector
- вертикальную панель слева от окна аранжировки, благодаря которой
можно получить доступ ко всем свойствам трека. Можно даже не пользоваться
пультом. Но про это поговорим позднее, а пока вернемся к нашим
кнопкам.
- Вторая включает Event Infoline, то есть информационную
строку, в которой очень подробно рассказывается о выделенном объекте
- название исходного аудио-файла, название самого объекта, его
позицию и пр.
- Третья кнопка показывает Overview - удобную
навигационную панель знакомую пользователям WaveLab.
Она позволяет быстро передвигаться по аранжировке и увеличивать
нужный участок.
- Четвертая - вызывает тот самый Pool, о котором
было выше.
- Пятая кнопка открывает Track Mixer. Только
не надо пугаться, увидев его впервые, лишняя (по-моему) верхняя
половина отключается кнопкой Extended/Normal Mixer
на левой вертикальной панельке пульта. В стандартном отображении
микшер представляет собой сгруппированные аудио-фейдеры, о которых
уже было выше, и фейдеры MIDI-каналов. Ну, про MIDI-фейдеры в
следующий раз, я их вообще не трогаю, так как использую MIDI-дорожки
исключительно под VST-инструменты, а они управляются с помощью
автоматизации на специальных треках. А вот отсутствие подгрупп
сразу бросилось мне в глаза.
Напомню, что подгруппа - это отдельный канал на пульте, в который можно направить
сигналы с любого количества аудио-дорожек для общей регулировки их уровня,
обработки всех сразу каким-либо эффектом, эквалайзером и пр. Например, у вас
по нескольким каналам раскидана ударная установка, в которой барабаны имеют
отдельные настройки эквалайзеров, реверберации и пр. Так что, когда нужно
убрать или добавить общий ее уровень приходится прописывать автоматизацию
для каждой дорожки отдельно. А если завести все барабаны на одну подгруппу,
уровень будет регулироваться одним фейдером.
Итак, чтобы создать подгруппу, нужно выбрать пункт меню Project
- Add Track - Group Channel, после
чего пульте вы обнаружите новый фейдер, а в аранжировке появится
трек, на который будет записываться автоматизация этой подгруппы.
Чтобы переключить какой-либо канал на подгруппу, необходимо на пульте
под фейдером этого канала нажать на надпись BUS 1
и выбрать в выпавшем списке необходимую подгруппу. Все.
Вообще, на мой взгляд, это удачное решение - не загромождать пульт
сразу ненужными органами управления, а добавлять их по мере создания
новых дорожек. Решение-то удачное, но опять таки впервые примененное
не здесь и не сейчас. Однако если Steinberg и дальше
будет собирать все полезные фишки отовсюду, то следующий Cubase
станет еще более удобным, хотя и так работать приятно.
Теперь вернемся к тому самому Inspector’у, что вызывается
первой кнопкой в верхнем-левом углу основного окна. Вот пять возможных
вариантов отображения свойств аудио-трека (я их склеил в одну картинку),
которые переключаются нажатием на соответствующие уголочки на панельках
с названиями (Inserts, Equalizers,
Sends, Channel).
- Первый вариант дает доступ к основным кнопкам управления треком,
регуляторам уровня, панорамы, смещения по времени, и выбору входа-выхода
данного трека.
- Второй показывает «инсерты» (эффекты, включенные в разрыв между
аудио-сигналом и регулятором уровня трека). Позволяет выбрать
сам эффект, включать-выключать его и вызывать для изменения параметров.
Вообще, кнопка с буквой «е» везде, где присутствует,
что-нибудь вызывает для настройки.
- Третий довольно наглядно отображает состояние четырех параметрических
эквалайзеров.
- Четвертый - это «сенды», то есть посылы на эффекты, установленные
в секции Send Effects (клавиша F6).
Позволяет включать-выключать посыл на эффект, редактировать его,
выбирать до или после фейдера звук уйдет на эффект, и непосредственно
регулировать уровень посыла.
- Ну и пятый, непосредственно сам фейдер с несколькими кнопками.
Это знакомые по первому варианту панели кнопки «mute-solo», запись-воспроизведение
автоматизации трека, вызов подробного окна свойств (см. скриншот
ниже), и кнопки отображающие наличие «инсертов-сендов» и активность
эквалайзера. Ими же можно это все временно отключать для прослушивания
необработанного сигнала.
А вот так выглядит вызванное кнопкой «е» окно
всех звуковых параметров трека. Как видите, практически то же самое
что и в панели, только все сразу и эквалайзеры понагляднее. Это
же окно вызывается кнопкой «е» на нужном канале
пульта.
Теперь вернемся в основное окно программы. Правее пяти кнопок,
о которых мы говорили чуть выше, можно увидеть выпадающий список
с выбором: Touch Fader, Autolatch
и X-Over. Что это такое? А это режимы записи автоматизации.
Когда нажата красная кнопка «W» (запись), любые
манипуляции ручками на соответствующем треке или модуле записываются,
но...
- При первом режиме запись начинается в тот момент, когда вы начали
крутить что-то, прижав левую кнопку мыши, и заканчивается, когда
вы ее отпустили.
- При втором - начинается тогда же, а заканчивается после выключения
кнопки «W» или остановки секвенсора. Это удобно,
когда надо затереть старые изменения на длинном участке (то есть
мышку отпустили на нужном значении, и пока не выключите - оно
будет прописываться), и когда вы управляете записью с внешнего
контроллера, например, двигаете слайдер на MIDI-клавиатуре.
- При третьем - запись начинается с первым нажатием, но прерывается,
когда пересекается с записанными ранее изменениями этого контроллера.
Вот в основном все новые возможности, на которые я сразу обратил
внимание, и кинулся использовать. Конечно, их гораздо больше, но
мне пока хватает и этого, а дальше - буду разбираться.
Теперь пару слов о том, почему не Logic Audio 5.
Идеальная, на мой взгляд, программа, на которую я практически пересел
незадолго до появления Cubase SX. Но самый главный
минус, это отсутствие поддержки многоканальных VST-инструментов.
А среди используемых мной, таких очень много: NI Battery,
Sample Tank, Valdorf Attack и
т.д. В основном это касается драм-машинок. Attack,
например позволяет раскидать набор барабанов по 6 разным каналам
(два из них стерео, остальные моно), соответственно на пульте будет
6 фейдеров - под каждый канал. Надеюсь не надо объяснять, насколько
это полезно? В Battery можно самому определять
количество выходов (до восьми стерео и шестнадцати моно!), и группировать
по ним ударные установки и отдельные семплы.
Но в Logic Audio любой из вышеперечисленных инструментов
(и не только) имеет лишь один стерео выход. К счастью, новый Cubase
по возможностям очень близок к Logic’у, а по стабильности
даже превосходит (по крайней мере у меня). Одно обидно - шикарный
Logic’овский синтезатор ES2 не
перетаскивается в Cubase! А какой звук, какой звук...
В конце немного о железе. Audigy я приобрел исключительно
ради возможности в реальном времени использовать VST-инструменты.
Все «железные» возможности карты, кроме поддержки ASIO, оставляю
за бортом. ASIO же работает вполне сносно, вопреки многим отрицательным
отзывам (уже и не помню где...). Не профессиональная карточка конечно,
и на заявленных 2-5 мс работать не реально, однако 10 мс держит
стабильно - это достаточно маленькая задержка, на которую при игре
на MIDI-клавиатуре можно уже не обращать внимания. А когда все треки
записаны, и начинается украшение елки игрушками (эффектами и эквалайзерами),
можно и 50 мс поставить и 100, лишь бы не трещало.
|
|