|
Waldorf PPG Wave 2V - что внутри?
Уже довольно давно в мои руки попал синтезатор Waldorf PPG Wave 2V
(VSTi). Игрушка сразу привела меня в полный восторг своим звуком. Несколько
дней подряд, надев наушники, я копался в прилагаемых банках, со счастливо-идиотическим
выражением лица покручивая ручки на панели. Однако, дальше использования
готовых звуков или их небольшого модифицирования дело не пошло. Сначала
было лень вникать во все тонкости, потом появился REASON… А некоторое
время назад я решил взяться за PPG Wave всерьез. Но все мои попытки обнаружить
хоть какое-то подобие руководства к нему закончились неудачей, так что
пришлось засучить рукава, и самому лезть в дебри этой загадочной штуковины.
Понимание общих принципов работы пришло практически сразу, но истинное
назначение некоторых опций в окошках настроек осталось в тумане. О них
я упомяну лишь вскользь, хотя может потом разберусь до конца!
Для начала краткое изложение обзора на сайте Steinberg по адресу
http://www.steinberg.net/products/ae/plugins/ppg/
- Точно воссоздает звучание культового «железного» синтезатора PPG Wave
2 (1982 г).
- Синтез звука основан на 32 таблицах волн, каждая из которых содержит
64 волновых формы (подробнее об этом читайте далее...).
- 2 осциллятора, которые эти волновые формы воспроизводят.
- Low-pass фильтр с «Emphasis-контролем» (чаще вместо Emphasis используют
слово Resonance).
- Графическое отображение и возможность визуальной регулировки огибающих
и фильтра.
- Арпеджиатор, синхронизированный с секвенсором.
- Одновременно может использоваться до 8 тембров (выводимых по выбору
в один из двух стереоканалов).
- До 64 голосов на каждый из 8 тембров (как и предыдущий пункт, сильно
зависит от производительности процессора).
- Практически все параметры контролируются по MIDI в реальном времени.
- Все параметры и настройки синтезатора сохраняются вместе с сонгом,
и, разумеется, сонг потом рендерится в wav-файл (вот это новость!!!
:).
В то время как осцилляторы аналоговых синтезаторов генерировали несколько
традиционных форм волны (пилообразную, треугольную, меандр и пр.), PPG
Wave явился первым инструментом, использующим цифровые таблично-волновые
осцилляторы совместно с аналоговыми фильтрами. Осцилляторы могли использовать
одну из 32 волновых таблиц, содержащих в свою очередь по 64 формы волны.
Далее вся эта радость модулировалась низкочастотным осциллятором, генераторами
огибающей и фильтром.
То есть, это теперь в каждую захудалую звуковую карточку запихивают таблично-волновой
синтезатор, а тогда это было революционным решением. Но в ПЗУ современных
синтезаторов зашивают в основном семплы (волновые формы) для синтеза тембров
набора General MIDI, а если полистать таблицы PPG Wave, слышно в основном
характерное FM-звучание... В общем, по моему ламерскому мнению, если совместить
два FM-синтезатора, и навесить на эту связку фильтры, модуляторы и пр.,
получится PPG. Но производители мудрить не стали, а просто напихали в
свое детище все мыслимые волновые формы, позволив в реальном времени менять
их отдельно для каждого осциллятора в пределах одной волновой таблицы.
К слову сказать, каждая из 32 таблиц содержит набор форм, плавно изменяющихся
с 0-ой по 59-ую, а с 60-ой по 63-ю идут стандартные TRI-PULSE-SQR-SAW...
Последнее относится, наверное, не столько к «железному» собрату (кто его
щупал?) а к «софтовому», про который и поговорим подробнее.
Волновые таблицы с 0 по 31 переключаются в окне DIGITAL, вызываемом
кнопкой DIGI. Самая первая строчка первого столбца - WAWETABLE.
Нажав на левую кнопку мыши над цифровым полем строки и двигая мышь вверх-вниз
можно менять значения этого поля. Выбрав нужную таблицу, можно для каждого
из двух осцилляторов назначить из нее любую форму волны. На основной панели
синтезатора в секции MODIFIERS находятся ручки, озаглавленные OSC-WAVES-SUB.
Ручка, которая находится под надписью OSC (26) (здесь и далее в
скобках указаны номера MIDI-контроллеров, которыми регулируются эти параметры),
переключает формы волны (0-63) для основного осциллятора. А та, которая
под SUB (27) - соответственно для второго SUB-осциллятора. Изменения
значения какого-либо регулятора на основной панели отображаются в окошке,
по умолчанию показывающем название пресета.
Теперь рассмотрим остальные особенности, отличающие PPG Wave от других
VST-инструментов. Самая интересная, на мой взгляд - это синхронизируемый
с секвенсором низкочастотный модулирующий осциллятор (LFO). На его панели
три ручки: DELAY (12), WAVESHAPE (13) и RATE (14).
Первая регулирует величину задержки, после которой глубина модуляции становится
максимальной. Я бы даже назвал этот регулятор ATTACK, поскольку модуляция
не просто появляется спустя какое-то время, а плавно нарастает. Вторая
ручка, это переключатель формы волны, коих всего четыре: треугольная,
пилообразная спадающая, пилообразная нарастающая и прямоугольная. Третья
ручка в обычном LFO-режиме регулирует частоту осциллятора традиционным
образом, то есть плавно, а при нажатой кнопочке LFO-SYNC (31) -
ступенчато. Ступеньки эти синхронизированы с темпом секвенсора, и имеют
следующие экзотические значения: 128 тактов, 96, 64, 48, 32, 24, 16, 12,
8, 6, 4, 3, 2, 1.75, 1.5, 1.25 и 1 такт. И это только первая половина!
Вторая состоит из более привычных долей: 1/1t, 1/2., 1/2, 1/2t, 1/4.,
и так до 1/32. Что и говорить, синхронизировать LFO с секвенсором следовало
бы очень давно, странно, что только у Waldorf хватило на это ума...
Глубина модуляции зависит от положения колеса модуляции на клавиатуре
(MIDI-контроллер №1), и при значении 0 никакого изменения звука вы не
услышите, как не крутите вышеупомянутые ручки на панели синтезатора. А
на что будет влиять низкочастотный осциллятор, можно выбрать, вызвав соответствующими
кнопками окошки TUNE и MOD.
Начнем с TUNE. Первые строки второго и третьего столбцов -
MOD>OSC и MOD>SUB - могут принимать два значения: ON
и OFF, чего можно добиться, просто щелкнув по этому самому ON или OFF.
Они включают и отключают модуляцию высоты тона основного и SUB-осциллятора,
что является основной, по умолчанию принятой функцией колеса модуляции
у всех клавишных инструментов.
Куда более интересное применение модулирующему осциллятору можно найти
в окне MODULATION. К LFO здесь относятся вторые строчки во втором,
третьем и четвертом столбцах. Переключатель во втором столбце - MOD>WAVES.
Будучи включенной, эта опция позволяет низкочастотному осциллятору переключать
формы волны основного осциллятора, что дает весьма интересный эффект.
Варианты воздействия LFO на формы волны основного и SUB-осцилляторов также
определяются строчками UPPER WAVES и SUB-WAVES в окне DIGITAL.
Эти опции как раз относится к числу «туманных». То есть слышно, как они
меняют звук, но словами это объяснить трудно. Могу только сказать, что
SUB-WAVES позволяет выбрать, как модулятор будет менять форму волны
SUB-осциллятора. В этом же окне продублирована вышеупомянутая опция MOD>WAVES.
Вернемся в окошко MODULATION. Включенная опция MOD>FILTER
(третий столбец) позволяет модулирующему осциллятору «крутить ручку» CUTOFF
резонансного фильтра. А находящаяся в четвертом столбце опция MOD>LOUDNESS
заведует амплитудной модуляцией. Причем модулировать начинает сразу, будучи
активизированной, вне зависимости от положения колеса модуляции. Странно...
Ну, кажется, с модуляцией разобрались, переходим к генераторам огибающей.
Продолжение следует...
|
|