ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

Waldorf PPG Wave 2V - что внутри?

Уже довольно давно в мои руки попал синтезатор Waldorf PPG Wave 2V (VSTi). Игрушка сразу привела меня в полный восторг своим звуком. Несколько дней подряд, надев наушники, я копался в прилагаемых банках, со счастливо-идиотическим выражением лица покручивая ручки на панели. Однако, дальше использования готовых звуков или их небольшого модифицирования дело не пошло. Сначала было лень вникать во все тонкости, потом появился REASON… А некоторое время назад я решил взяться за PPG Wave всерьез. Но все мои попытки обнаружить хоть какое-то подобие руководства к нему закончились неудачей, так что пришлось засучить рукава, и самому лезть в дебри этой загадочной штуковины. Понимание общих принципов работы пришло практически сразу, но истинное назначение некоторых опций в окошках настроек осталось в тумане. О них я упомяну лишь вскользь, хотя может потом разберусь до конца!

Для начала краткое изложение обзора на сайте Steinberg по адресу http://www.steinberg.net/products/ae/plugins/ppg/

  • Точно воссоздает звучание культового «железного» синтезатора PPG Wave 2 (1982 г).
  • Синтез звука основан на 32 таблицах волн, каждая из которых содержит 64 волновых формы (подробнее об этом читайте далее...).
  • 2 осциллятора, которые эти волновые формы воспроизводят.
  • Low-pass фильтр с «Emphasis-контролем» (чаще вместо Emphasis используют слово Resonance).
  • Графическое отображение и возможность визуальной регулировки огибающих и фильтра.
  • Арпеджиатор, синхронизированный с секвенсором.
  • Одновременно может использоваться до 8 тембров (выводимых по выбору в один из двух стереоканалов).
  • До 64 голосов на каждый из 8 тембров (как и предыдущий пункт, сильно зависит от производительности процессора).
  • Практически все параметры контролируются по MIDI в реальном времени.
  • Все параметры и настройки синтезатора сохраняются вместе с сонгом, и, разумеется, сонг потом рендерится в wav-файл (вот это новость!!! :).

В то время как осцилляторы аналоговых синтезаторов генерировали несколько традиционных форм волны (пилообразную, треугольную, меандр и пр.), PPG Wave явился первым инструментом, использующим цифровые таблично-волновые осцилляторы совместно с аналоговыми фильтрами. Осцилляторы могли использовать одну из 32 волновых таблиц, содержащих в свою очередь по 64 формы волны. Далее вся эта радость модулировалась низкочастотным осциллятором, генераторами огибающей и фильтром.

То есть, это теперь в каждую захудалую звуковую карточку запихивают таблично-волновой синтезатор, а тогда это было революционным решением. Но в ПЗУ современных синтезаторов зашивают в основном семплы (волновые формы) для синтеза тембров набора General MIDI, а если полистать таблицы PPG Wave, слышно в основном характерное FM-звучание... В общем, по моему ламерскому мнению, если совместить два FM-синтезатора, и навесить на эту связку фильтры, модуляторы и пр., получится PPG. Но производители мудрить не стали, а просто напихали в свое детище все мыслимые волновые формы, позволив в реальном времени менять их отдельно для каждого осциллятора в пределах одной волновой таблицы. К слову сказать, каждая из 32 таблиц содержит набор форм, плавно изменяющихся с 0-ой по 59-ую, а с 60-ой по 63-ю идут стандартные TRI-PULSE-SQR-SAW... Последнее относится, наверное, не столько к «железному» собрату (кто его щупал?) а к «софтовому», про который и поговорим подробнее.

Волновые таблицы с 0 по 31 переключаются в окне DIGITAL, вызываемом кнопкой DIGI. Самая первая строчка первого столбца - WAWETABLE. Нажав на левую кнопку мыши над цифровым полем строки и двигая мышь вверх-вниз можно менять значения этого поля. Выбрав нужную таблицу, можно для каждого из двух осцилляторов назначить из нее любую форму волны. На основной панели синтезатора в секции MODIFIERS находятся ручки, озаглавленные OSC-WAVES-SUB. Ручка, которая находится под надписью OSC (26) (здесь и далее в скобках указаны номера MIDI-контроллеров, которыми регулируются эти параметры), переключает формы волны (0-63) для основного осциллятора. А та, которая под SUB (27) - соответственно для второго SUB-осциллятора. Изменения значения какого-либо регулятора на основной панели отображаются в окошке, по умолчанию показывающем название пресета.

Теперь рассмотрим остальные особенности, отличающие PPG Wave от других VST-инструментов. Самая интересная, на мой взгляд - это синхронизируемый с секвенсором низкочастотный модулирующий осциллятор (LFO). На его панели три ручки: DELAY (12), WAVESHAPE (13) и RATE (14). Первая регулирует величину задержки, после которой глубина модуляции становится максимальной. Я бы даже назвал этот регулятор ATTACK, поскольку модуляция не просто появляется спустя какое-то время, а плавно нарастает. Вторая ручка, это переключатель формы волны, коих всего четыре: треугольная, пилообразная спадающая, пилообразная нарастающая и прямоугольная. Третья ручка в обычном LFO-режиме регулирует частоту осциллятора традиционным образом, то есть плавно, а при нажатой кнопочке LFO-SYNC (31) - ступенчато. Ступеньки эти синхронизированы с темпом секвенсора, и имеют следующие экзотические значения: 128 тактов, 96, 64, 48, 32, 24, 16, 12, 8, 6, 4, 3, 2, 1.75, 1.5, 1.25 и 1 такт. И это только первая половина! Вторая состоит из более привычных долей: 1/1t, 1/2., 1/2, 1/2t, 1/4., и так до 1/32. Что и говорить, синхронизировать LFO с секвенсором следовало бы очень давно, странно, что только у Waldorf хватило на это ума...

Глубина модуляции зависит от положения колеса модуляции на клавиатуре (MIDI-контроллер №1), и при значении 0 никакого изменения звука вы не услышите, как не крутите вышеупомянутые ручки на панели синтезатора. А на что будет влиять низкочастотный осциллятор, можно выбрать, вызвав соответствующими кнопками окошки TUNE и MOD.

Начнем с TUNE. Первые строки второго и третьего столбцов - MOD>OSC и MOD>SUB - могут принимать два значения: ON и OFF, чего можно добиться, просто щелкнув по этому самому ON или OFF. Они включают и отключают модуляцию высоты тона основного и SUB-осциллятора, что является основной, по умолчанию принятой функцией колеса модуляции у всех клавишных инструментов.

Куда более интересное применение модулирующему осциллятору можно найти в окне MODULATION. К LFO здесь относятся вторые строчки во втором, третьем и четвертом столбцах. Переключатель во втором столбце - MOD>WAVES. Будучи включенной, эта опция позволяет низкочастотному осциллятору переключать формы волны основного осциллятора, что дает весьма интересный эффект. Варианты воздействия LFO на формы волны основного и SUB-осцилляторов также определяются строчками UPPER WAVES и SUB-WAVES в окне DIGITAL. Эти опции как раз относится к числу «туманных». То есть слышно, как они меняют звук, но словами это объяснить трудно. Могу только сказать, что SUB-WAVES позволяет выбрать, как модулятор будет менять форму волны SUB-осциллятора. В этом же окне продублирована вышеупомянутая опция MOD>WAVES.

Вернемся в окошко MODULATION. Включенная опция MOD>FILTER (третий столбец) позволяет модулирующему осциллятору «крутить ручку» CUTOFF резонансного фильтра. А находящаяся в четвертом столбце опция MOD>LOUDNESS  заведует амплитудной модуляцией. Причем модулировать начинает сразу, будучи активизированной, вне зависимости от положения колеса модуляции. Странно... Ну, кажется, с модуляцией разобрались, переходим к генераторам огибающей.


Продолжение следует...

 

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz