|
Коммутация CV/Gate сигналов в REASON
Этим материалом я начинаю цикл статей о работе с REASON. У кого есть
вопросы по этой теме, пишите, буду знать, на что обратить внимание.
Эта статья представляет собой вольную интерпретацию некоторых фрагментов
Operation Manual (.pdf), относящихся к коммутации. Плюс кое-что от себя.
Итак, что и куда можно подключать? Сначала несколько основных моментов
из «родного» руководства.
Аудио
Все устройства, не считая Matrix Pattern Sequencer, имеют на задней панели
аудио-порты, позволяющие с помощью виртуальных проводов направлять аудио-сигнал
от одних устройств к другим.
- Для коммутации аудио-сигналов используются разъемы, известные в реальном
мире как «четверть-дюймовые джеки».
- Устройства, используемые для обработки звука, имеют как аудио-вход,
так и аудио-выход.
- Устройства, способные воспроизводить (генерировать) звук, имеют только
аудио-выход, стерео или моно. Причем необязательно со стерео-устройства
снимать оба канала, в качестве моно-выхода можно взять только левый.
Все, как у реального «железа».
Это я процитировал к тому, что невозможно, например, подключить аудио-сигнал
семплера к синтезатору для обработки звука. Но есть другие возможности
воздействия устройств друг на друга.
Сигналы CV/Gate
CV (control voltage) – управляющее напряжение – используется для изменения
параметров, и не несет звуковой информации. Gate-сигнал также является
управляющим, но используется для других целей.
- В отличие от аудио, CV/Gate-сигналы коммутируются проводами с разъемами
«мини-джек».
- CV-сигнал может принимать различные значения (0-127), и в свою очередь,
воздействует на изменяемые параметры.
- Gate-сигнал управляет переключаемыми параметрами, такими как начало-конец
ноты или запуск генератора огибающей (в то же время, генератор огибающей
может являться источником CV-сигнала). Gate-сигнал несет в себе управляющий
сигнал «вкл-выкл», и еще одно изменяемое значение, которое может управлять,
к примеру, параметром «velocity» («динамика извлечения ноты», в активных
MIDI-клавиатурах зависит от силы нажатия на клавишу, может управлять
множеством назначаемых параметров).
Практически все устройства, входящие в состав REASON’а имеют на задней
панели секции разъемов CV/Gate и Modulation In – Modulation Out, о чем
далее...
Комбинация CV и Gate-входов представляет собой «Sequencer Control» порт,
присутствующий на задней панели модулей синтезатора Subtractor и семплера
NN-19. Это позволяет управлять этими устройствами как одноголосыми инструментами
с помощью Matrix Pattern Sequencer. С него и начнем более подробный разбор.
Matrix Pattern Sequencer
Может быть использован как классический одноголосый Bass-Line секвенсор,
и, что гораздо интереснее, как устройство, модулирующее любые CV (управляемые
напряжением) параметры любых устройств. Естественно, управляющие сигналы
будут синхронизированы с темпом, в отличие от часто используемого в этой
роли LFO-модулятора, что очень удобно.
Рассмотрим для начала подключение к Matrix’у синтезатора Subtractor.
На задней панели Matrix имеет три выхода: Curve CV, Note CV, Gate CV.
- Note CV передает значение высоты ноты. На экране Matrix в режиме Keys
(переключатель Keys-Curves) горизонтальные черточки устанавливают эту
самую высоту. Нижний слева от экрана пятиступенчатый переключатель позволяет
отображать необходимую октаву.
- Gate CV «включает-выключает» ноту и передает синтезатору значение
«velocity». На том же экране под горизонтальными черточками (высота
ноты) видны вертикальные столбики. Это комбинированные регуляторы «velocity»
и переключатели «note-on – note-off». При нулевом значении «velocity»,
когда столбик до конца убран вниз, события «note-on» не происходит,
и сигнал Gate на выход не поступает. На что может влиять «velocity»
и в какой степени, можно установить на передней панели синтезатора Subtractor
(и других устройств) в секции Velocity. И раз уж об этом заговорили...
Если щелкнуть по столбику с прижатой клавишей [Shift] (или активизировать
кнопочку Tie рядом с экраном и просто щелкнуть), столбик станет в два
раза шире. Это аналог копки Slide в RB-338. Нота плавно переходит в
другую, а если несколько нот подряд одной высоты – получается длинная
нота. Убирается Slide щелчком с прижатым [Ctrl].
- Curve CV изменяет выбранный параметр подключенного к нему устройства.
Обыкновенно это частота среза фильтра. На экране Matrix в режиме Curve
видны жирные вертикальные полоски, определяющие для каждого шага секвенсора
значение Curve CV.
Подключаем выход Gate CV к входу Gate, а выход Note CV к входу CV синтезатора
Subtractor (секция Sequencer Control на задней панели). Включаем Matrix
– синтезатор играет. Остался выход Curve CV. На задней панели синтезатора
обнаруживаем секцию Modulation In. Но сначала – маленькое отступление.
Все CV-входы имеют «регулятор чувствительности» (что позволяет легко
их отличить), позволяющие установить, насколько изменение CV-сигнала
будет влиять на данный параметр. Как и все контроллеры, он может принимать
значения 0-127. При минимальном значении никаких изменений наблюдаться
не будет, при максимальном – изменения будут максимальные.
Теперь понятно, что это за ручки рядом с разъемами... Итак, что же можно
регулировать с помощью Curve CV в синтезаторе Subtractor?
- OSC Pitch - высоту тона осцилляторов (обоих сразу).
- OSC Phase - фазовую модуляцию (непонятно только, обоих осцилляторов
или только первого - на передней панели-то две ручки).
- FM Amount - глубину частотной модуляции.
- Filter 1 Freq - частоту среза первого фильтра.
- Filter 1 Res - глубину резонанса первого фильтра.
- Filter 2 Freq - частоту среза второго фильтра.
- Amp Level - уровень выходного сигнала.
- Mod Wheel - крутить колесо модуляции, которое в свою очередь
может изменять в положительную или отрицательную стороны параметры:
Filter 1 Freq, Filter 1 Res, LFO 1 (глубину модуляции низкочастотным
осциллятором), Phase, FM. Насколько будет изменяться эти параметры,
устанавливается ручками на передней панели рядом с колесом Mod.
Самое банальное – подключить Curve CV к входу Filter 1 Freq, что и предлагается
по умолчанию. Можно поэкспериментировать с остальными параметрами. Однако
начинают вырисовываться более любопытные комбинации. Ведь вообще не обязательно
подключать Curve CV к синтезатору! А подключить к входу Pan модуля Delay
и для каждой ноты определить, в какой канал будет отправлен задержанный
сигнал. Или к входу Feedback в том же модуле Delay, и управлять количеством
повторений задержанного сигнала для каждой ноты отдельно. А если вспомнить,
что на всех модулях обработки сзади есть CV-входы, позволяющие регулировать
кучу параметров?
Продолжение следует...
|
|