|
REASON для начинающих
Видимо давно следовало исправить ошибку, и написать о настройке
и работе с Reason’ом для тех, кому в руки он только что попал. Что
ж, к этому и приступаю, подразумевая, что мой краткий обзор программы
вы уже прочитали.
Первая официально вышедшая версия Reason имела номер 1.0, однако
вскоре вышло обновление 1.0.1. Так что большинство попадающихся
сейчас (по крайней мере, мне) сонгов сделаны именно с помощью обновленного
Reason. Его файлы имеют новый формат и старой версией не открываются.
Поэтому настоятельно рекомендуется иметь именно Reason 1.0.1.
Сам апдейт, как и версия 1.0 (понятное дело не считая 500-метрового
банка), весит примерно 16 МБ, что наводит на мысль о переписанном
заново коде программы. Иначе выпустили бы заплаточку какую-нибудь.
Инсталлятор, как и раньше, просит вставить диск с банком, так что,
желающие новую версию бесплатно из интернета должны сначала купить
старую на CD. Скачать Reason 1.0.1 можно прямо с сайта Propellerhead.
Подробности советую глянуть в форуме на http://www.reason.nightmail.ru/.
Что кроме нового формата файлов появилось в обновленной версии?
На первый взгляд ничего. Как мышиное колесо не поддерживалось –
так и не поддерживается. Однако обратившись к докумету «What’s new
in Reason 1.0.1?» и покопавшись в самой программе изменения можно
обнаружить. В первую очередь они коснулись настроек (Edit ->
Preferences). Не помню, как там было в первом Reason’е (что-то лень
его ставить обратно), но в обновленном появились расширенные настройки
ASIO-драйверов. Если ваша звуковая карта позволяет работать с ней
через ASIO-драйверы (в основном это касается профессиональных карт)
вы можете получить минимальную задержку (Latency) между вашими действиями
и реакцией программы, при работе с внешней MIDI-клавиатурой и любыми
другими манипуляциями со звуком. Для новой карты Creative Labs Audigy
обещанная задержка при работе через ASIO-драйверы составит всего
несколько миллисекунд, в то время как для SB Live! реальный минимум
– 46 мс. Что ж, есть повод купить новую игрушку! Кроме того, владельцы
модных карточек (той же Audigy) получили возможность выжать из Reason
максимум – поддержку звука с качеством 24 Бит 96 кГц, и далее, вплоть
до 32-битного «плавающего» (правильнее будет «нефиксированного»,
так как это формат с динамически изменяющейся разрядностью, что
позволяет получить «мягкое аналоговое звучание», используется например
в Cubase 5/32, где именуется «True Tape»). Ну, и те, у кого многоканальная
железка, получают возможность выбирать на какой канал что выводить.
Для SB Live! в списке Audio Card Driver вы обнаружите:
- ASIO DirectX Full Duplex Driver (задержка 46 мс) – на слух там
гораздо больше чем 46 мс. Реальные тормоза, что делает игру на
клавиатуре невозможной.
- ASIO Multimedia Driver (задержка 749 мс) – Стучим по клавише,
а через полсекунды слышим звук. Есть желающие?
- MME SB Live! Wave Device (задержка 185 мс) –задержку можно уменьшить
до 69 мс, далее начинается треск. Обеспечивает игру практически
в реальном времени.
- DX Primary Sound Driver (задержка 92 мс) – уменьшается до 46
мс, что практически не отличается от предыдущего пункта.
- DX SB Live! Wave Device (задержка 92 мс) – см. выше.
Как и в первом Reason’е я выставляю последний из перечисленных
мною вариантов, 46 мс, и вполне доволен. С Sample Rate тоже не извращаюсь,
как 44100 по умолчанию выскочило, так и оставляю.
Регулируемое значение Latency Compensation к игре в реальном времени
отношения не имеет. Оно позволяет настроить Reason при работе с
External MIDI Clock, например, при подключении его к ведущей программе-секвенсору.
Если у вас есть в этом случае проблемы с синхронизацией, подбор
величины компенсации должен их решить.
Теперь займемся разбором остальных настроек. Пункт MIDI разделили
на две части: MIDI и Advanced MIDI. Первая позволяет указать MIDI-порт
и номер канала для управления основным секвенсором Reason’а. Что
это значит? В основном окне программы, внизу под синтезаторами,
пультами и другой утварью расположен секвенсор. Он не такой крутой,
как Cakewalk или Cubase, но работать с ним вполне возможно. В левой
его части есть несколько столбцов: In, Name, Out и M. При активизации
какой либо дорожки, то есть при щелчке по ней мышью, в столбце In
появляется символ в виде пятиштырькового DIN-разъема, коим обычно
коммутируют между собой MIDI-устройства. Так вот, это значит, что
сигнал с того порта и того канала, который вы выбрали в пункте настроек
MIDI, поступает на инструмент соответствующий этой дорожке. Проще
говоря, если вы в настройках указали координаты своей MIDI-клавиатуры,
то, щелкнув по дорожке в секвенсоре, вы клавиатуру к ней и подключаете.
Соответственно на эту дорожку и пойдет запись.
Кстати, активизация дорожки еще и показывает вам в верхней части
основного окна программы тот инструмент, к которому эта дорожка
привязана. Инструмент этот можно выбрать, щелкнув по пункту Out,
после названия дорожки в левой части окна секвенсора. Название можно
сменить, а поставив красный крестик в столбце М, отключить воспроизведение
записанных на эту дорожку нот и событий. При этом отключения самого
инструмента не происходит, и вы можете продолжать играть на клавиатуре.
В обновленной версии Reason появилась возможность визуально наблюдать,
что на вход дорожки поступают MIDI-события. Это показывает маленький
индикатор, появляющийся поверх значка MIDI-разъема в столбце In.
Переходим к Advanced MIDI. Тут немного запутаннее. Вы можете к
каждой из четырех шин (A, B, C, D) подключить внешнее MIDI-устройство.
В самом верху основного окна, над пультом, есть блок именуемый MIDI
In Device / Audio Out. Четырьмя кнопочками A, B, C, D можно выбрать
одну из четырех MIDI-шин, а каждому из шестнадцати каналов соответствующей
шины присвоить Reason-инструмент. К чему все это? Если вы счастливый
обладатель многоканального MIDI-интерфейса, то сможете, подключив
к Reason’у сразу четыре, нет, ПЯТЬ (если использовать еще и секвенсорный
вход) клавиатур играть сразу впятером!!! Каждый на своем Reason-инструменте!
Конечно, это самое безумное применение программы, которое пришло
мне в голову, однако заманчивое... Ну, а если серьезно, чтобы использовать
Reason в качестве внешнего синтезатора для отдельного секвенсора,
Cubase к примеру, вам придется подключить этот секвенсор через виртуальный
MIDI-кабель к одной (или нескольким) из шин, и каждому из шестнадцати
каналов назначить свой инструмент.
Что еще изменилось в новой версии? Помнится, в первом своем обзоре
Reason я писал, что защищенность .rps-файлов преодолевается выводом
сонга в wav после внесения в него изменений. Теперь после того,
как вы покопались в чужом творении, повернув хотя бы одну ручку,
экспорт в wav становится невозможным.
Ну, и еще пара удобных мелочей. Если в Dr.Rex Loop Player подвести
курсор к экранчику с изображением лупа разбитого на части, и придавить
клавишу Alt на клавиатуре, курсор превратится в изображение динамика.
Щелкая по частям лупа, можно их прослушивать, не пользуясь клавиатурой.
Практически то же самое произошло с NN-19 Digital Sampler. Используя
клавишу Alt, можно с помощью мыши прослушивать загруженные семплы.
Секвенсор Matrix – в режиме экрана Keys при перемещении ноты по
сетке, слева от нее появляется полоска, упирающаяся в изображение
клавиатуры, что облегчает позиционирование. А в основном секвенсоре
состояние опции Quantize Notes During Recording (выравнивание нот
во время записи) теперь запоминается вместе с сонгом.
Также вы можете скачать ReFill Packer, который позволяет создавать
собственные банки (подобные Reason Sound Factory Bank) из семплов,
лупов, синтезаторных тембров и пр.
Об остальных изменениях, если они и существуют, Propellerhead умалчивает.
P.S. Вышло, что начал писать о настройках, а потом перешел
на особенности новой версии...
|
|