|
Обзор виртуальной студии REASON
«...Momentary Lapse Of Reason...»
В эпиграф я вынес название альбома Pink Floyd 1987 года. Широко известный
перевод звучит как «Моментальное помешательство», однако я предпочитаю
все-таки дословное «Кратковременное помутнение рассудка». Согласитесь,
рехнуться в один момент и навсегда, и помутиться разумом на мгновенье,
это разные вещи. Когда я впервые увидел новое детище известной своим ReBirth
RB-338 фирмы Propellerhead,
я испытал как раз то самое помутнение... Позже, я конечно очухался, но
первые впечатления были сногсшибательными. Наверное, вы уже догадались,
что речь пойдет о программной виртуальной студии под названием REASON.
Ждали его (или если студия, то ее?) давно. Многие качали демо-версию,
но я принципиально ждал полной. 22 января ко мне в руки наконец попал
компакт-диск с одной-единственной программой. Это был огромный дистрибутив
Reason. К слову сказать, сама программа, вместе с pdf-руководствами и
демо-сонгами, после инсталляции занимает всего 16,8 Мб, а еще 508 Мб –
огромный банк с семплами, пресетами и пр. Без этого банка программа работать
не хочет, требует или компакт-диск при загрузке, и долго его ерошит, или
предлагает скинуть банк на хард. Что я и сделал, так грузится быстрее.
Программа представляет собой подобие рэковой стойки, в которую можно
устанавливать любые (из имеющихся) устройства в любом количестве, и произвольным
образом их коммутировать. Самая впечатляющая находка разработчиков, это
возможность поворота всей конструкции задней стороной, и подключения кабелей
по вашему усмотрению. Причем подключать можно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО так, как вам
пришло в голову! На мой взгляд, это самая удачная программа по балансу
имитации «железных» устройств и возможностью «софтового» управления ими.
Сложность собираемой системы ограничена как всегда, только мощностью компьютера,
но к счастью, при отличном звуке Reason обладает довольно скромным аппетитом.
А звук действительно отличный. Сразу же собранный мной, аналог RB-338
из 2 драм-машинок, 2 синтезаторов с пошаговыми секвенсорами, плюс delay,
distortion и compressor, по качеству звучания оставил далеко позади свой
знаменитый прототип. А уж по удобству записи и редактирования, я и сравнивать
не стал бы. Нет, я понимаю, кто не программировал трекеры или ReBirth,
тот не нюхал пороху, и вообще... Ладно, обойдем эти грабли.
Вся система отлично управляется через MIDI, и может использоваться с
другими секвенсорами как виртуальный синтезатор и пр. Может, подобно Cubase,
синхронизироваться с RB-338, и выводить его инструменты через ReBirth
Input Machine с любой своей обработкой. Может подключаться через ReWire
к Cubase, используя 64 канала.
Начну описание с пульта. 14-канальный микшер, с отключаемыми 2-х
полосными эквалайзерами, посылами на 4 эффекта, панорамой, кнопками «mute-solo».
В мастер-секции: возвраты с эффектов и общий на оба выходных канала мастер-фейдер.
Каждый из 14 каналов имеет два входа: левый (моно) и правый.
А теперь внимание! Уровень и панорама каналов, так же как мастер-фейдер
могут управляться сигналами с других устройств, для чего сзади пульта
есть соответствующие входы и регуляторы чувствительности. То есть, LFO-модулятор
синтезатора может управлять еще и, например панорамой или уровнем любого
канала. Достаточно протянуть кабель от синтезатора к пульту и с помощью
регулятора чувствительности установить, насколько глубоко будет влиять
LFO на панораму или громкость. Вообще, все модули, имеют кроме аудио входов-выходов
дополнительные входы и выходы для синхронизации и управления параметрами
друг друга. Согласитесь, что заставить устройства реагировать друг на
друга – это совершенно новые возможности!
Любой регулятор можно крутить выбранным MIDI-контроллером с клавиатуры.
В секвенсоре можно для любой ручки любого устройства выделить трек, куда
будут записываться все ваши действия, а потом редактировать их в графическом
виде. Сделано это очень удобно. Щелкнув по устройству левой кнопкой, и
выбрав в контекстном меню «Create -> Sequencer Track for ... (то, по
чему щелкали)», вы создаете отдельный трек для записи всех манипуляций
с этим модулем. В дальнейшем, при вызове контекстного меню для любого
регулятора, появляются строчки «Edit Automation» и «Clear Automation».
Первая вызывает на редакцию необходимый трек, вторая уничтожает все записанные
события. Если для фейдера или ручки есть запись в секвенсоре, он обводится
тонкой зеленой линией.
Но, продолжу краткое описание входящих в комплект устройств. Если вам
не хватило одного пульта, можно подключить второй, можно третий, пока
не надоест. Эффект-процессоров, которые могут подключаться как в разрыв,
после любого устройства, так и в посыл-возврат (в пульт) немного, но,
комбинируя их можно создать совершенно немыслимое звучание.
Коротко об эффектах. Их всего восемь:
- RV-7 Digital Reverb – ревербератор, имеет 10 основных настроек,
каждую из которых можно отрегулировать под свои нужды.
- DDL-1 Digital Delay Line – обычная линия задержки, с панарамированием
задержанного сигнала. Время задержки выставляется в миллисекундах или
в шагах. Шаг может быть 1/16 или 1/8Т. К сожалению, не позволяет сделать
любимый мною стерео-эффект, с разным временем задержки в каналах, но
я быстро собрал необходимую комбинацию из двух DDL-1.
- D-11 Foldback Distortion – дисторшн, со своеобразным звучанием,
пригодным скорее для TB-303 и им подобных синтезаторов. Но и ресурсы,
как новые кубейсовские Distortion и Overdrive не пожирает.
- ECF-42 Envelope Controlled Filter – резонансный фильтр с настраиваемой
огибающей. Кроме двух стандартных ручек «FREQ» и «RES» имеет еще четыре
«ADSR» (атака, спад, поддержка и затухание) регулятора огибающей. Ручки
«ENV.AMOUNT» и «VEL» определяют степень воздействия этой огибающей на
частоту среза. Еще есть переключатель типа фильтра: Band Pass и два
варианта Low Pass. Естественно, управляется другими модулями. Если на
вход «Env.Gate» подать сигнал с «Gate Out» бас-барабана драм-машинки,
то огибающая фильтра будет запускаться синхронно с ударом.
- CF-101 Chorus/Flanger и PH-90 Phaser – тут все понятно, стандартные
эффекты.
- COMP-01 Compressor – обычный компрессор.
- PEQ2 Two Band Parametric EQ – двухполосный параметрический
эквалайзер, помогает там, где регуляторы низких и высоких на пульте
не спасают.
Почти все эффекты имеют переключатель «Bypass-On-Off» и регулятор «Dry-Wet».
Далее... (2 часть) >>>
|
|