|
VST-инструменты
Я не претендую на звание эксперта по Cubase и VST-инструментам, возможно,
многое из сказанного мной кому-то покажется прописными истинами, но в
первую очередь статья адресована тем, кто впервые столкнулся с теми же
проблемами что и я.
Когда я увидел первый VST-синтезатор Neon, прилагаемый к очередной версии
Cubase, обещанных восторгов я не испытал. Вот, - говорили некоторые, -
будет в Cubase аналоговый синтезатор, семплер, драм-машина, и не нужно
будет никакого другого софта. Однако первенец был довольно убогим.
Во-первых, он работал со страшной задержкой: после нажатия на клавишу
проходило изрядное количество времени, прежде чем раздавался звук. Я понимал,
что машина у меня не ахти какая, но тот же VAZ Modular, Reaktor или Retro
AS работали в реальном времени, ну почти в реальном (10 мс не в счет).
Во-вторых, манипуляции с его ручками и кнопками не записывались обычным
для Cubase способом в микс-трек.
В-третьих, сами понимаете, после перечисленных выше синтезаторов его
звуковые свойства были как-то бледноваты.
Но подумав, я решил что вскоре могут появиться достойные внимания VST-инструменты,
а возможность работать только в Cubase никуда не вылезая вещь заманчивая.
Значит надо бороться с трудностями во имя светлого будущего! И я начал
бороться...
Забравшись в настройки Cubase, а конкретно в ASIO Direct Sound Setup,
я уменьшил Buffer Size с 3000 до 1800 Samples (при дальнейшем уменьшении
появлялся треск). В итоге получил задержку 122 мс вместо 204 мс, и возможность
хоть как-то играть с клавиатуры. Сразу раскрою секрет, как решить эту
проблему окончательно. Счастливые обладатели SBLive! могут установить
драйверы от E-MU Audio Production Studio, сделанной на том же процессоре
Emu-10k1 и получить задержку минимум 10 мс (реально - 40 мс) и еще кучу
всяких интересных вещей! Однако тут не все так просто, есть некоторые
особенности. Читайте статью Live! и E-Mu APS.
К тому же, за время написания этой статьи появился долгожданный Cubase
VST/32 5.0 в котором наконец довели до ума ASIO драйверы и на моем компьютере
с SBLive! Value задержка сразу стала 46 мс по умолчанию! Вообще, в новом
Cubase появилось много чего хорошего, например графическое отображение
характеристики эквалайзеров, о чем давно надо было позаботиться Steinberg.
И весь интерфейс заслуживает теперь гораздо более высокую оценку, чем
раньше. Но особенности нового Cubase - это отдельная песня, посему вернемся
к нашим баранам.
Итак, одна из главных проблем была решена, оставалось догадаться, как
записывать изменения параметров. Я подумал, и стал методом перебора пробовать
MIDI-контроллеры... Почти отчаявшись, и намереваясь бросить это занятие,
на 71-ом я обнаружил резонанс, а на 74-ом частоту среза фильтра. Ура!
В последствии я начал обнаруживать в разных местах новые VST-инструменты,
и с жадностью их устанавливать. Однако некоторые приходилось тут же безжалостно
выкидывать. Но поскольку все мы люди разные, я не буду навлекать на себя
гнев рассказом о тех инструментах, что не понравились. Расскажу о тех,
что оставил себе.
До некоторых пор фаворитом был Native Pro Five. Стандартная архитектура,
неплохие готовые пресеты. Однако с появлением Waldorf PPG Wave 2
в общем-то неплохой Pro Five отошел на второй план.
Такого мощного и разнообразного звучания как у Waldorf я не слышал ни
у одного программного эмулятора. Великолепные банки с пресетами образца
1984 года и не менее впечатляющие современные индустриальные звуки. Такие
редкие удобства как, например синхронизация LFO с секвенсором. На панели
не так много ручек как у некоторых синтезаторов, но есть несколько вызываемых
кнопками дополнительных панелей с огромным количеством опций. Запустив
всего один синтезатор, вы получаете целых 8! Каждый можно назначить на
свой MIDI-канал. Ну, и еще целая туча всяких вещей, надо писать отдельное
руководство.
Очень понравился бесплатный Muon Tau, который представляет из
себя классический bassline образца TB-303. После ReBirth'овского секвенсора
получить возможность играть и записывать все в реальном времени показалась
мне просто сказкой.
VST-семплеры
Самая удобная вещь, попавшаяся мне - это Virtual Sampler Pro 2,
который может работать через свои MIDI-драйверы с любым секвенсором, и
как VST-инструмент в Cubase. Кроме загрузки wav-файлов и сохранения банков
в своем формате он может импортировать (и экспортировать) SF2-банки и
читает диски AKAI. Поддерживает SBLive! Environmental Audio Extension
и эмулирует синтезатор DX7. Я для проверки загрузил в него 8 мб SF2 GM
банк и стал крутить разные MIDI-файлы, выводя каждый инструмент на свой
канал, корректируя эквалайзерами и добавляя эффекты. Ну, знаете, я и не
думал, что GM может так достойно звучать на компьютере.
VST-Drum Machine
Действующую машинку LM-4 мне так и не удалось достать, а ее сокращенный
вариант LM-9 был вроде бы ничего, но выводил все барабаны в один
канал. А я уверен, что для качественной записи барабанов, пусть даже семплированных,
их надо выводить каждый на свой канал микшера, или хотя бы объединить
в 4 группы: бас-бочка, рабочий барабан, томы и железо. В итоге выбор пал
на SC Develop Drums Instrument v2.0. Краткое описание: 12 загружаемых
файлов, которые выводятся в 8 каналов (2 стерео и 4 моно), регулируются
все необходимые параметры семпла (высота, длительность и т.д.). Есть эхо-дилэй
синхронизируемый с секвенсором и резонансные фильтры. Красота! Но очень
любит пожирать ресурсы.
Кстати, если запустить сразу четыре LM-9, и сгруппировать барабаны как
было сказано выше, вполне можно работать. И даже ресурсов не так много
на это уйдет.
Можно использовать и Virtual Sampler, если загрузить одинаковый набор
барабанов сразу на несколько каналов семплера, а в drum-map'е каждому
барабану назначить свой выходной канал. В итоге получаем один барабанный
MIDI-трек с выходом отдельных барабанов на отдельные каналы VST микшера,
чего и требовалось.
Однако, как я уже говорил, все VST-инструменты очень любят загружать
систему. Поэтому, достигнув желаемого звучания, их надо скидывать в обычные
Audio-треки, и уже с ними делать окончательное сведение композиции.
Написав все это, я вдруг подумал, что преимущества VST-инструментов не
так уж и очевидны. С тем же успехом можно использовать и внешние программные
синтезаторы (Reaktor, Retro AS или VAZ Modular), хотя VST Waldorf PPG
Wave 2 конечно вне конкуренции. Главное достижение - это поканальный вывод
записанных на MIDI-трек барабанов и их обработка.
|
|