ГЛАВНАЯ

О сайте, и о том, чего новенького на нем появилось.

        ОБЗОРЫ

Краткие описания программ, основных функций, меню и пр.

        ТЕХНОЛОГИЯ

Более детально о работе с программами.

        ГОСТИ САЙТА

Материалы других авторов, мнение которых может не совпадать с моим.

        О РАЗНОМ

Мысли, заметочки, и прочее, как-то относящееся к теме сайта

        ССЫЛКИ

Сайты музыкантов, о создании музыки, о софте и об остальном.

        МУЗЫКА

Примеры использования упомянутого софта.

   
UP.RU - Internet catalog

VST-инструменты

Я не претендую на звание эксперта по Cubase и VST-инструментам, возможно, многое из сказанного мной кому-то покажется прописными истинами, но в первую очередь статья адресована тем, кто впервые столкнулся с теми же проблемами что и я.

Когда я увидел первый VST-синтезатор Neon, прилагаемый к очередной версии Cubase, обещанных восторгов я не испытал. Вот, - говорили некоторые, - будет в Cubase аналоговый синтезатор, семплер, драм-машина, и не нужно будет никакого другого софта. Однако первенец был довольно убогим.

Во-первых, он работал со страшной задержкой: после нажатия на клавишу проходило изрядное количество времени, прежде чем раздавался звук. Я понимал, что машина у меня не ахти какая, но тот же VAZ Modular, Reaktor или Retro AS работали в реальном времени, ну почти в реальном (10 мс не в счет).

Во-вторых, манипуляции с его ручками и кнопками не записывались обычным для Cubase способом в микс-трек.

В-третьих, сами понимаете, после перечисленных выше синтезаторов его звуковые свойства были как-то бледноваты.

Но подумав, я решил что вскоре могут появиться достойные внимания VST-инструменты, а возможность работать только в Cubase никуда не вылезая вещь заманчивая. Значит надо бороться с трудностями во имя светлого будущего! И я начал бороться...

Забравшись в настройки Cubase, а конкретно в ASIO Direct Sound Setup, я уменьшил Buffer Size с 3000 до 1800 Samples (при дальнейшем уменьшении появлялся треск). В итоге получил задержку 122 мс вместо 204 мс, и возможность хоть как-то играть с клавиатуры. Сразу раскрою секрет, как решить эту проблему окончательно. Счастливые обладатели SBLive! могут установить драйверы от E-MU Audio Production Studio, сделанной на том же процессоре Emu-10k1 и получить задержку минимум 10 мс (реально - 40 мс) и еще кучу всяких интересных вещей! Однако тут не все так просто, есть некоторые особенности. Читайте статью Live! и E-Mu APS.

К тому же, за время написания этой статьи появился долгожданный Cubase VST/32 5.0 в котором наконец довели до ума ASIO драйверы и на моем компьютере с SBLive! Value задержка сразу стала 46 мс по умолчанию! Вообще, в новом Cubase появилось много чего хорошего, например графическое отображение характеристики эквалайзеров, о чем давно надо было позаботиться Steinberg. И весь интерфейс заслуживает теперь гораздо более высокую оценку, чем раньше. Но особенности нового Cubase - это отдельная песня, посему вернемся к нашим баранам.

Итак, одна из главных проблем была решена, оставалось догадаться, как записывать изменения параметров. Я подумал, и стал методом перебора пробовать MIDI-контроллеры... Почти отчаявшись, и намереваясь бросить это занятие, на 71-ом я обнаружил резонанс, а на 74-ом частоту среза фильтра. Ура!

В последствии я начал обнаруживать в разных местах новые VST-инструменты, и с жадностью их устанавливать. Однако некоторые приходилось тут же безжалостно выкидывать. Но поскольку все мы люди разные, я не буду навлекать на себя гнев рассказом о тех инструментах, что не понравились. Расскажу о тех, что оставил себе.

До некоторых пор фаворитом был Native Pro Five. Стандартная архитектура, неплохие готовые пресеты. Однако с появлением Waldorf PPG Wave 2 в общем-то неплохой Pro Five отошел на второй план.

Такого мощного и разнообразного звучания как у Waldorf я не слышал ни у одного программного эмулятора. Великолепные банки с пресетами образца 1984 года и не менее впечатляющие современные индустриальные звуки. Такие редкие удобства как, например синхронизация LFO с секвенсором. На панели не так много ручек как у некоторых синтезаторов, но есть несколько вызываемых кнопками дополнительных панелей с огромным количеством опций. Запустив всего один синтезатор, вы получаете целых 8! Каждый можно назначить на свой MIDI-канал. Ну, и еще целая туча всяких вещей, надо писать отдельное руководство.

Очень понравился бесплатный Muon Tau, который представляет из себя классический bassline образца TB-303. После ReBirth'овского секвенсора получить возможность играть и записывать все в реальном времени показалась мне просто сказкой.

VST-семплеры

Самая удобная вещь, попавшаяся мне - это Virtual Sampler Pro 2, который может работать через свои MIDI-драйверы с любым секвенсором, и как VST-инструмент в Cubase. Кроме загрузки wav-файлов и сохранения банков в своем формате он может импортировать (и экспортировать) SF2-банки и читает диски AKAI. Поддерживает SBLive! Environmental Audio Extension и эмулирует синтезатор DX7. Я для проверки загрузил в него 8 мб SF2 GM банк и стал крутить разные MIDI-файлы, выводя каждый инструмент на свой канал, корректируя эквалайзерами и добавляя эффекты. Ну, знаете, я и не думал, что GM может так достойно звучать на компьютере.

VST-Drum Machine

Действующую машинку LM-4 мне так и не удалось достать, а ее сокращенный вариант LM-9 был вроде бы ничего, но выводил все барабаны в один канал. А я уверен, что для качественной записи барабанов, пусть даже семплированных, их надо выводить каждый на свой канал микшера, или хотя бы объединить в 4 группы: бас-бочка, рабочий барабан, томы и железо. В итоге выбор пал на SC Develop Drums Instrument v2.0. Краткое описание: 12 загружаемых файлов, которые выводятся в 8 каналов (2 стерео и 4 моно), регулируются все необходимые параметры семпла (высота, длительность и т.д.). Есть эхо-дилэй синхронизируемый с секвенсором и резонансные фильтры. Красота! Но очень любит пожирать ресурсы.

Кстати, если запустить сразу четыре LM-9, и сгруппировать барабаны как было сказано выше, вполне можно работать. И даже ресурсов не так много на это уйдет.

Можно использовать и Virtual Sampler, если загрузить одинаковый набор барабанов сразу на несколько каналов семплера, а в drum-map'е каждому барабану назначить свой выходной канал. В итоге получаем один барабанный MIDI-трек с выходом отдельных барабанов на отдельные каналы VST микшера, чего и требовалось.

Однако, как я уже говорил, все VST-инструменты очень любят загружать систему. Поэтому, достигнув желаемого звучания, их надо скидывать в обычные Audio-треки, и уже с ними делать окончательное сведение композиции.

Написав все это, я вдруг подумал, что преимущества VST-инструментов не так уж и очевидны. С тем же успехом можно использовать и внешние программные синтезаторы (Reaktor, Retro AS или VAZ Modular), хотя VST Waldorf PPG Wave 2 конечно вне конкуренции. Главное достижение - это поканальный вывод записанных на MIDI-трек барабанов и их обработка.

 

 

© Slow Mutants 2002

 
Hosted by uCoz